Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Как работают идеи

По данным консалтинговой фирмы Booz Allen & Hamilton, компания обычно затрачивает от 20 до 25% выручки на оплату товаров и услуг сторонних поставщиков, которые не связаны напрямую с ее конечным продуктом или услугами. Эти расходы иногда превышают прямые затраты на конечный продукт.

В результате источники снабжения, не связанные напрямую с конечным продуктом, дают хорошую возможность для обнаружения скрытых активов. Очевидно, что в большинстве компаний существует какая-либо возможность для значительной экономии. Джон Хулихэн из Booz Allen & Hamilton полагает, что зачастую можно сэкономить около 25% косвенных годовых затрат, в течение двух лет добившись экономии около 15%. Это может быть эквивалентно 2-4% выручки, а может и превысить эту сумму.

Понятно, что такие цифры звучат убедительно. Почему же компании не управляют косвенными расходами, а пытаются добиться сокращения? Очень просто — можно сэкономить только в том случае, если действительно знаешь, сколько тратишь и на что. Компании соглашаются с тем, что несут огромные косвенные расходы, но часто не могут или не хотят заниматься укрощением того, что кажется неукротимым.

И вот здесь на первый план выходит учет затрат по видам деятельности. Его логика заключается в том, что в производстве продукции или услуг — «объекта затрат» на языке ABC — участвуют некоторые виды деятельности. Это традиционные функции бизнеса (маркетинг, R&D, производство и др.), а также косвенные затраты, например ремонт, хранение и административные расходы. Взятые вместе эти виды деятельности представляют собой процессы, из которых складывается данный бизнес. Существует ряд факторов, которые влияют на затраты в конкретном виде деятельности, — например, уровень качества продукции. В учете затрат по видам деятельности они называются носителями, или драйверами, затрат.

Кроме того, существуют и носители деятельности — показатели того, в какой мере те или иные виды деятельности необходимы для определенных объектов затрат. Например, один продукт может потребовать больших расходов на маркетинг, чем другой. Ясно, что деятельность требует ресурсов — людей и станков. Носители ресурсов — это показатели спроса на ресурсы со стороны определенных видов деятельности.

Чем понятнее взаимосвязь между ресурсами, видами деятельности и процессами, тем больше вероятность того, что наиболее эффективные ресурсы будут направлены на нужную деятельность в нужное время. В этом и заключается логика учета затрат по видам деятельности.

Основная мысльРекомендуемая литература