Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Как работают идеи

Сбалансированная система показателей внесла важный вклад в полемику об оценке и помогла компаниям справиться с усложняющимися рыночными условиями. Во многих отношениях это просто здравый смысл. Очевидно, что баланс предпочтительнее дисбаланса. Сбалансированная система показателей получила широкую поддержку самых разных компаний. Она показывает, что слепая приверженность одному-двум показателям опасна. Однако принятие эффективных мер остается непростой задачей.

Каплан и Нортон предложили сбалансировать четыре аспекта:

  1. Клиенты: компании должны задуматься о том, как их воспринимают потребители.
  2. Внутренние бизнес-процессы: компании должны спросить себя, в чем они должны добиться превосходства.
  3. Обучение и развитие: компании должны понять, могут ли они продолжать повышать и создавать стоимость.
  4. Финансы: как компания заботится о своих акционерах.

По мнению Нортона и Каплана, приложив усилия к тому, чтобы тщательно оценивать все четыре аспекта, компании начнут руководствоваться своей миссией, а не краткосрочной финансовой эффективностью. Крайне важной для достижения этой цели является оценка стратегии. Сбалансированная система показывает, что стратегия — средоточие любого процесса оценки: «Хорошая система показателей должна рассказывать о вашей стратегии».

Определение основных для организации показателей — процесс непростой. Одна компания сначала оценивала 500 показателей. Затем остановилась на семи. Обычно их около 20.

Каплан и Нортон полагают, что хорошо сбалансированная система показателей включает три элемента:

  1. Она устанавливает «причинно-следственные отношения»: показатели — это не просто отдельные цифры, они связаны друг с другом, и их взаимодействие создает стратегию.
  2. Она представляет собой сочетание отсроченных характеристик и опережающих показателей. Отсроченные характеристики — это такие параметры, как рыночная доля: они важны для данной отрасли, но тем не менее не дают явного преимущества. Опережающие показатели уникальны для данной компании (и стратегии).
  3. Эффективная сбалансированная система показателей связана с финансовыми показателями: под этим Каплан и Нортон подразумевают, что такие инициативы, как реинжиниринг или бережливое производство, необходимо увязывать с финансовыми показателями.
Основная мысльРекомендуемая литература