Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Методы проведения анализа

В основе проведения финансового анализа лежит исследование финансовой отчетности. Практика работы с финансовыми отчетами выработала несколько типовых приемов и методов исследования. Это горизонтальный и вертикальный анализ финансовых отчетов, коэффициентный, трендовый, факторный и сравнительный.

Горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении одних и тех же показателей финансовых отчетов (например, баланса или отчета финансовых результатах) в разные периоды времени в целях исследования их изменения.

Вертикальный (структурный) анализ состоит в определении удельного, или процентного, веса показателей в структуре базового составного показателя, например, удельный вес убытков в валюте баланса или удельный вес основных средств во внеоборотных активах организации.

Коэффициентный анализ базируется на вычислении по данным финансовой отчетности новых показателей — коэффициентов, разработанных для того, чтобы характеризовать различные стороны финансового состояния предприятия: финансовую устойчивость, ликвидность, платежеспособность, деловую активность, рентабельность.

Трендовый анализ основан на сравнении значений одного и того же показателя за несколько последовательных периодов. Тренд — главная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Тренд можно определить с помощью математических методов анализа временных рядов, в частности метода наименьших квадратов. На основе анализа тренда прогнозируется поведение исследуемого показателя в будущем периоде.

Факторный анализ применяется для исследования влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью экономико-математических детерминированных или стохастических методов.

Сравнительный анализ основан на сопоставлении показателей предприятия с нормативными, общепризнанными или среднеотраслевыми данными, показателями конкурентов.

Применяя данные методы, финансовый аналитик получает новую информацию, которая напрямую в отчетности не присутствует, а создается в результате сопоставления отдельных показателей, имеющихся в отчетности, или путем расчета синтетических показателей (коэффициентов) с последующим осмыслением и интерпретацией результатов вычислений и сравнений.

Общая схема и информационная база финансового анализаПостроение аналитических форм для финансового анализа