Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Становление аналитика

Великие аналитики приходят из разных профессий, и, скорее всего, у всех новичков есть пробелы в знаниях и навыках. Тому, кто собирается заниматься этим делом, следует определить, какие именно из обсуждаемых в этой главе требований относятся к нему, и постараться активно восполнить пробел, чтобы первоклассно выполнить работу. Международный институт бизнесанализа (International Institute of Business Analysis, IIBA) описывает требования к профессиональному уровню начинающего, опытного и ведущего аналитика требований в разных областях (IIBA, 2011). Аналитику-новичку пригодятся советы и наставления опытных коллег, выраженные, скажем, в форме обучения. Давайте посмотрим, как люди с разным профессиональным опытом становятся аналитиками.

Бывший пользователь

Во многих корпоративных отделах информационных технологий есть сотрудники, пришедшие в бизнес-аналитики из обычных пользователей. Они отлично понимают особенности бизнеса и рабочей среды и легко завоевывают доверие бывших коллег. Они знают язык пользователей, а также существующие системы и бизнес-процессы.

К сожалению, бывшие пользователи зачастую имеют весьма поверхностные знания о разработке ПО и взаимодействии с техническими специалистами.

Если они не знакомы с методами моделирования анализа, то по привычке выражают всю информацию в текстовой форме. Пользователям, ставшим бизнес-аналитиками, следует побольше узнать о технической стороне разработки ПО, чтобы представлять информацию в наиболее подходящей для разных аудиторий форме.

Некоторые бывшие пользователи считают, что они лучше, чем те, кто работает с ПО теперь, понимают, что на самом деле необходимо, и поэтому не обращаются к этим сотрудниками или неуважительно относятся к информации, предоставленной теми, кто будет работать с новой системой. Недавние пользователи могут запутаться в текущих особенностях работы, да так, что не увидят возможности усовершенствовать бизнес-процессы посредством новой информационной системы. Еще одна опасность: бывший пользователь может запросто думать о требованиях только с точки зрения пользовательского интерфейса. Концентрация внимания на вариантах решения с самого начала создает ненужные ограничения дизайна и зачастую не позволяет решить реальную проблему.

От специалиста по медицинской технике к аналитику требований

У старшего менеджера отдела медицинских устройств в большой компании возникла проблема. «Два года назад я принял на работу в свой отдел трех специалистов по медицинскому оборудованию, чтобы те представляли потребности наших клиентов. Они проделали огромную работу, но уже не владеют особенностями современных медицинских технологий и поэтому не могут точно сказать, что же сегодня нужно клиентам. Какую работу мы можем предложить этим специалистам теперь?»

Бывшие специалисты по медицинскому оборудованию, работающие под началом этого менеджера могут стать кандидатами в бизнес-аналитики. И хотя они не знают о новинках медицинской техники, они смогут общаться на одном языке с другими специалистами в этой области. За два года они усвоили принципы работы отдела. Возможно, им потребуется пройти обучение способам документирования требований, тем не менее, они накопили ценный опыт, который позволит им эффективно выполнять работу аналитиков. Эти бывшие пользователи успешно перешли к выполнению роли бизнес-аналитика.

Бывший разработчик или тестировщик

Менеджеры проекта, которым не хватает специализированного аналитика требований, зачастую ожидают, что его функции будет выполнять разработчик. К сожалению, навыки и личные качества, необходимые разработчику, отличаются от тех, что необходимы аналитику. Мало кто из разработчиков терпелив с пользователями, считая их необходимым злом, с которым нужно разделаться как можно быстрее, чтобы скорее вернуться к реальной работе — программированию. Конечно, многие разработчики осознают важность процесса создания требований и высказывают желание работать аналитиками, когда потребуется. Те, кому нравится общаться с пользователями — хорошие кандидаты для специализации в области бизнес-анализа.

Разработчику, ставшему аналитиком, скорее всего придется более подробно ознакомиться с предметной областью бизнеса. Однако разработчики легко переходят на техническое мышление и жаргон, концентрируясь вместо потребностей пользователей на программном продукте, который надо создать. Им придется обучиться новейшим приемам разработки требований.

Разработчикам будет полезно дополнительное обучение навыкам межличностных коммуникаций, которыми владеют аналитики-профессионалы.

Тестировщикам нечасто предлагают взять на себя роль аналитика. Однако у тестировщиков часто бывает аналитический склад ума, который подходит для работы бизнес-аналитиком. Ум тестировщиков уже настроен на обнаружение исключений и как система может ломаться — полезный навык для обнаружения пробелов в требованиях. Как и бывшему разработчику, тестировщику придется освоить правильные приемы разработки требований. Также может потребоваться более глубоко освоить предметную область.

Бывший (или текущий) менеджер проекта

Бывает, что роль бизнес-аналитика поручают менеджерам проекта в дополнение к основной работе — обычно потому, что у них есть такие же навыки и знания предметной области. Это может оказаться эффективной сменой роли. Менеджеры проектов уже работают с соответствующими командами, понимают организацию и предметную область и обладают хорошими навыками общения. Они наверняка умеют слушать, обладают навыками переговоров и координации работы. У них также отличные навыки организации и написания документов.

Однако бывший менеджер проекта должен больше узнать о приемах разработки требований. Одно дело создать план, выделить ресурсы и скоординировать действия аналитика и других членов команды, но совсем другое самому играть роль бизнес-аналитика. Бывший менеджер проекта должен научиться концентрироваться на понимании бизнес-потребностей и определении их приоритетов в рамках графика текущего проекта, а не на шкале времени, ресурсах и бюджетных ограничениях. Потребуется развить в себе навыки анализа, моделирования и интервьюирования, которые менее важны для менеджера проекта, но абсолютно необходимы для успеха бизнес-аналитика.

Специалист предметной области

Ральф Янг (Ralph Young, 2001) рекомендует, чтобы бизнес-аналитик был экспертом в предметной области или профильным специалистом, а не обычным пользователем:

«Специалисты предметной области могут определить, насколько разумны требования, как они расширяют существующую систему, как следует проектировать предполагаемую архитектуру и какое влияние они окажут на пользователей».

Некоторые организации-разработчики ПО нанимают опытных пользователей их продуктов, обладающих большим опытом в предметной области, в качестве аналитиков или представителей пользователей.

Здесь тоже есть свои риски. Бизнес-аналитик, будучи экспертом в предметной области, зачастую определяет требования к системе, которые соответствуют его личным предпочтениям, а не обоснованным потребностям различных классов пользователей. У него может быть зашоренный взгляд на требования и пониженная способность генерировать новые идеи. Специалисты предметной области являются экспертами в понимании системы, которая есть, и часто испытывают сложности с воображением, какой система должна быть. Зачастую лучше, чтобы бизнес-аналитик из команды разработчиков взаимодействовал с профильным специалистом, который кроме того выбран в качестве ключевого представителя пользователей или сторонника продукта.

Молодой специалист

Стать бизнес-аналитиком — хорошее начало карьеры в информационных технологиях для человека, только что закончившего учебное заведение или пришедшего из совершенно другой области. У выпускника ВУЗа вообще нет или очень маленький объем знаний и опыта. На должность бизнес-аналитика его скорее всего взяли из-за того, что он демонстрирует многие из навыков, которые нужны хорошему аналитику. Преимущество найма новичка в качестве бизнес-аналитика в том, что у него нет закостенелых понятий о том, как выполняются процессы работы с требованиями. Из-за недостатка опыта и знаний выпускнику придется много изучать особенности работы и приемов бизнес-аналитика. Недавний выпускник должен также изучить процесс разработки ПО, чтобы понимать проблемы разработчиков, тестировщиков и других членов команды — это поможет ему эффективно сотрудничать с ними. Наставник может сократить время вхождения новичкааналитика в профессию и с самого начала привить хорошие привычки.

Рис. 4-2 Знаниянавыки и опыт —основа для формирования эффективного бизнес-аналитика

Изобретательный бизнес-аналитик всегда найдет способ применить свой опыт, каким бы он ни был до этого. Аналитик должен освоить знания и навыки, которых ему пока не хватает, задействовать свой прошлый опыт, а также практиковаться в выполнении реальных аналитических задач бизнес-аналитика. Все это позволяет сформировать полноценного бизнес-аналитика (рис. 4-2).

Знания, необходимые аналитикуРоль аналитика в проектах гибкой разработки