Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Как работают идеи

Признав важность интеллектуального капитала (ИК), мы сталкиваемся с еще одним неизбежным вопросом: как его измерить? В конце концов, то, что поддается измерению, поддается и выполнению. Интеллектуальный капитал все активнее входит в корпоративную жизнь.

Шведская страховая компания Skandia ввела должность директора по интеллектуальном капиталу, ее примеру последовали и другие — по крайней мере в том, что касается названий должностей. Лейф Эдвинссон из Skandia — один из новаторов в этой области. По мнению Эдвинссона, ИК — это то, что находится в головах людей (человеческий капитал), и то, что остается в организации, когда люди уходят по вечерам домой (структурный капитал). Третья категория, которая иногда вписывается в уравнение ИК, — это покупательский капитал, представляющий собой попытку оценить взаимоотношения между компанией и ее потребителями.

Человеческий капитал, по модели компании Skandia, подразделяется на фокус на клиенте, фокус на процессе и фокус на обновлении и развитии. Для каждого из них в различных бизнес-единицах используются свои показатели. Эдвинссон разработал модель для отчетности по ИК с опорой на такие факторы, как клиенты, процессы, обновление и развитие, люди и финансы. Например, одно из подразделений Skandia оценивает фокус на процессе (определяемый как эффективность административных процедур) по двум показателям:

1) быстрые ответы на телефонные звонки и

2) соотношение административных затрат и общих управляемых фондов.

Другое подразделение использует для той же категории иные показатели.

Никто не настаивает на абсолютной точности этих критериев, но цель заключается в том, чтобы проследить, увеличивается ИК или уменьшается. Как говорит Эдвинссон, «лучше быть правым отчасти, чем полностью заблуждаться».

Основная мысльРекомендуемая литература