В системе управления организацией маркетинг и менеджмент рассматриваются как две части одного целого (рис. 20).
Основная задача менеджмента — обеспечить устойчивое развитие организации, достижение ее миссии и целей посредством воздействия на людей в процессе их совместной производственно-хозяйственной деятельности.
Основная задача маркетинга — определить реальную величину спроса на конкретную продукцию (услуги) и средствами маркетинга содействовать его достижению.
К средствам маркетинга относятся предлагаемый потребителям товар, цена товара, соответствующая его ценности для потребителей, методы распределения, доведения товара до потребителей, коммуникации — системы воздействия на потребителя.
Маркетинговая стратегия организации зависит от того, на каком из этапов жизненного цикла находится товар, предлагаемый организацией на рынок.
Основные показатели, характеризующие указанную зависимость, приведены в табл. 17.
Показатель | Вхождение на рынок | Захват рынка | Зрелость | Старение и упадок |
---|---|---|---|---|
Характеристики общих показателей | ||||
Сбыт | Слабый | Быстрорастущий | Стабильный | Падающий |
Прибыль | Незначительная (или убытки) | Максимальная | Стабильная или медленно падающая | Низкая (или убытки) |
Потребители | Единицы | Массовый | Массовый | Отстающий |
Конкуренты | Незначительное количество (или отсутствуют) | Количество растет | Большое количество | Убывающее количество |
Характеристики показателей системы маркетинга | ||||
Стратегия | Расширение рынка | Проникновение в глубь рынка | Отстаивание своей доли рынка | Повышение рентабельности |
Затраты на маркетинг | Высокие | Высокие | Сокращаются | Низкие |
Товар | Основной | Основной | Усовершенствованный вариант | Дифференцированный |
Цена | Временно занижена | Высокая | Несколько ниже | Падающая |
Распределение товара | Неравномерное | Интенсивное | Массовое | Селективное |
Коммуникации | Информирование о товаре | Создание предпочтения товару | Создание приверженности торговой марке | Селективное воздействие |
Антикризисные маркетинговые стратегии отличаются от стратегий для стабильных организаций. Успех антикризисного управления во многом зависит от того, насколько правильно выбрана такая стратегия.
Принято различать следующие антикризисные маркетинговые стратегии.
Этапы разработки оптимальной маркетинговой стратегии:
Система маркетинга на различных фазах антикризисного управления представлена в табл. 18.
Параметр | Состояние стабильное | Состояние предкризисное | Состояние кризисное |
---|---|---|---|
Маркетинговая стратегия | Расширение рынка, проникновение в глубь рынка | Предотвращение кризисных ситуаций | Активизация выхода из кризиса и поиск новых рыночных возможностей |
Маркетинговые программы (средства управления) | Стратегические программы, бизнес-планы, планы рекламных кампаний | Антикризисные стратегические и тактические планы | Инновационные программы комплексного использования рыночных возможностей |
Структуры | Программно-целевые | Ситуационные | Инновационные |
Мотивация | Мотивация конечных результатов | Ситуационная мотивация | Комплексная мотивация |
Целевая функция | Мониторинг фактаров риска, своевременное принятие антикризисных мер | Обеспечение эффективности антикризисных мер | Стабилизация неустойчивой ситуации |
Особенности маркетинга в процедуре банкротства определяются спецификой объектов, задач и акцентов (направленности) маркетинга.
Объекты маркетинга — продукция предприятия; продукция, потребляемая предприятием (сырье, материалы, комплектующие); имущество (активы) предприятия.
Задачи маркетинга:
Акценты маркетинга:
Инвестиционная политика в антикризисном управлении | Механизмы конфликтологии |