Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Проблемы применения социальных моделей для принятия решений

Корни многих из недавних худших эксцессов в практике менеджмента заложены идеями, которые развивались бизнес-школами в последние 30 лет.

В курсах по корпоративному управлению на основе «агентской теории» студентам говорили, что менеджерам нельзя доверять в решении их основной задачи – обеспечении максимальной прибыли для держателей капитала. Поэтому необходимо их вознаграждение привязать к курсу акций, например, сделав опционы существенной долей их вознаграждения.

В курсах по организационному поведению с целью экономии издержек подчеркивалась необходимость плотного мониторинга и контроля над работниками для предупреждения «оппортунистического поведения». В курсах по стратегии менеджмента указывалось, что компании должны проводить конкурентную политику не только в отношении конкурентов, но и в отношении поставщиков, покупателей, работников и регулирующих органов.

Всему этому учили не только студентов курсов МВА, но и тысячи и сотни тысяч менеджеров разных уровней на разных курсах повышения квалификации.

Гошал (S. Ghoshal) в своей статье задает вопрос: почему же мы тогда удивляемся, когда руководители компаний «Enron», «Global Crossing», «Tyco» и многих других вознаграждают себя неумеренными опционами, очень плохо обращаются со своими работниками и обманывают клиентов, как только представляется такая возможность? Но даже криминальное поведение менеджеров ряда компаний не идет в сравнение с общей потерей доверия людей к компаниям как институтам бизнеса и к менеджменту как профессии.

Ученые, которые работают в области социальных наук, несут даже большую социальную и моральную ответственность, чем ученые, работающие в сфере физических наук, поскольку, если они прикрывают идеологию претензией на научность, они могут принести куда больше вреда.

Гошал утверждает, что академические исследования в области бизнеса существенно повлияли на практику бизнеса в отрицательном направлении. С одной стороны, известно, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Однако обратное тоже справедливо: нет ничего более опасного, чем плохая теория. Пропагандируя аморальные теории, бизнес-школы активно отвращали своих студентов от чувства моральной ответственности.

В частности, теория экономического либерализма Милтона Фридмана, согласно которой первейшая цель социальной теории состоит в ограничении социальных издержек, связанных с несовершенством человека, привела к целому ряду порочных выводов. Сами эти выводы еще не приводили бы к негативным последствиям для практики, если бы социальные теории, в отличие от физических теорий, не обладали бы свойством самореализации. Так, теория, которая строит свои рекомендации по корпоративному управлению на предположении, что менеджерам нельзя доверять, может действительно сделать их менее заслуживающими доверия.

Процесс самореализации для этого случая получил название «дилеммы контролера» или «синдром нарастания недоверия».

Социальные, экономические и политические основы для принятия решенийСиндром нарастания недоверия