Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Обратная волна

Большая часть новостной информации, которую получает современный человек, приходит к нему из средств массовой информации. Когда в мире что-либо происходит, человек редко узнает об этом напрямую. Поэтому зачастую он комментирует не события, а сообщения о событиях. Структурированную и переработанную журналистами информацию.

В свою очередь, журналисты, которые занимались систематизацией, сортировкой фактов, популярным изложением истории, не всегда могут предсказать, как их материал воспримет читатель. Они к тому же видят, что читают не только их материал — в данный момент времени еще десяток новостных поводов, ставших известными благодаря СМИ, активно обсуждается в блогосфере.

Эти обсуждения — и есть слепок внутреннего монолога нации — тем более точный, чем больше граждан являются пользователями Сети. Анализ обратной волны, происходящего в блогосфере, обзор дискуссий, не отягощенных самоцензурой (в интернете силен миф об анонимности высказываний) — величайший инструмент, вложенный в руки журналистов. Последние, к сожалению, не спешат этим орудием пользоваться, не находят ему применения. Часто совершают ошибку, считая, что в интернете сидят одни люди, а в жизни им встречаются другие. Судя же по статистическим отчетам и опросам общественного мнения, дело, когда речь идет как минимум о городском населении России, обстоит наоборот.

Кривое зеркало блогосферы и Рунета в целом все больше выпрямляется. Десятки миллионов наших соотечественников, проводящих часы в “Одноклассниках” и “Вконтакте” — это те же люди, которые ругают власть, толкаются в общественном транспорте, наскоро поглощают обед в корпоративной столовой и пишут стихи на лекциях по макроэкономике.

Люди именно такие — зло шутят над другими, неконструктивно обсуждают несправедливость, в эмоциональном порыве скидываются на операции детям, пишут своим друзьям о том, как они, поскользнувшись, упали на “зебре”, и поздравляют знакомых с днем рождения электронными открытками и подарками.

Изучение блогосферы и особенно социальных сетей перестает быть модным веянием. Это один из навыков, который позволяет журналисту сделать не один хороший материал, изучить свою аудиторию, внедриться и понять ее. Кроме того, в социальные медиа все чаще приходят важные ньюсмейкеры и никому из журналистов не надо объяснять, почему необходимо читать твиттер президента.

Кстати, о высокопоставленных твиттерах и прочих приметах времени. Социальные медиа — сети, где роль узлов играют участники и социальные объекты. Новые связи в этой сети, изменение соотношений между узлами — все это потенциальные новостные поводы. Если президент добавил в друзья оппозиционера — это повод. Выкинул из друзей — еще лучше! Заведение блога или профиля в социальной сети известным политиком/общественным деятелем — вполне себе тема. Удаление — тоже. Естественно, что новостью является и фальшивое представительство в Сети, и различного рода организационные мероприятия (флешмобы или добровольческое движение).

К сожалению, именно неверие в то, что в ЖЖ и в соседней комнате сидят одни и те же люди, часто не позволяет журналисту увидеть эти новостные поводы.

КраудсорсингПример успешной работы с социальными медиа