Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Формирование блогосферы Рунета

В начале 21 века у граждан массово появилась небывалая возможность: широковещательное обнародование информации. Публикация материала в Сети делает его доступным для всех пользователей. Затраты на тиражирование материала и доступ к нему стремятся к нулю.

Действительно, в 19 веке люди с активной гражданской позицией выпускали литературные журналы. Их изготовление и распространение было трудоемкой задачей. В 20 веке автор материала мог отправить его в библиотеку. По прошествии определенного времени произведение становится доступным населению тех районов, библиотеки которых его получили. В 21 веке достаточно завести блог (который фактически является простой системой последовательной публикации материалов) и по окончании творческого процесса нажать на кнопку “Опубликовать”.

Блогохостинги появились раньше социальных сетей, поэтому изначально несли две функции: публикации контента и общения пользователей — через ссылки, записи и комментарии. Типичный блогер — подросток или молодой человек (чаще — девушка), сообщающий друзьям о происходящем в его жизни, а также распространяющий интересные ему материалы.

Миллионы зарубежных блогеров, в первую очередь американских, действуют именно по этой модели. Она была характерна для популярной в свое время социальной сети MySpace, для зарубежного сегмента LiveJournal, для других блогохостингов. Позднее вся эта масса научилась делиться контентом через удобный ссылочный интерфейс Twitter или контентную ленту Facebook.

В Россию блоги массово пришли вместе с платформой LiveJournal. Блогер (тогда этого слова не было) linker стал первым русскоязычным пользователем, зарегистрировавшим ЖЖ. Это было 27 ноября 1999 года. Тремя днями позже пользователь at оставил первую в ЖЖ запись на русском языке. Однако лишь в феврале 2001 года Роман Лейбов, один из пионеров русскоязычного интернета, инициировал волну регистраций постом “Проба пера”. Все заверте...

В ЖЖ, как легко догадаться, первыми попали знакомые Лейбова, знакомые его знакомых и так далее. Это были филологи, переводчики, историки, писатели и журналисты. То есть люди, которые так или иначе профессионально связали свою жизнь со словом.

Так появился феномен кириллического сегмента LiveJournal. В то время как для остальных пользователей ЖЖ являлся местом ведения подростковых “девочковых” дневников, в России он быстро превратился в площадку для интеллектуальных дискуссий, своеобразный клуб для тех, кому есть, что сказать. Власти долгое время не обращали внимания на блоги, в результате чего частично блогосфера стала политическим форумом, местом свободной политической деятельности.

Через несколько лет после прихода первых рунетчиков в ЖЖ появился сервис “Яндекса” ”Поиск по блогам” и рейтинг самых популярных записей, составлявшийся автоматически. К 2007 году в блогосфере Рунета было уже достаточно пользователей, чтобы рассматривать ее как срез общества, а наиболее популярные записи — как срез общественного мнения, дух времени.

В результате из площадки для дискуссий российская блогосфера превратилась в медиаплощадку. Благодаря высокому уровню материалов тех, кого PR-агентства при планировании своих партизанских кампаний называют “лидерами мнений”, блогосфера стала жить по законам медиабизнеса. Индикатором успеха стало попадание поста в список самых популярных на странице “Поиска по блогам” “Яндекса”. К тому времени как последний свернул этот рейтинг, процесс превращения популярных блогов в медиа стал необратим.

«Лидер мнений» - это калька с opinion leader. Концепция opinion leadership — часть теории двухступенчатой коммуникации, согласно которой медиа передают информацию “лидерам мнений”, а те, в свою очередь — более широким слоям населения. Автором теории, появившейся в 1944 году, является социолог Пол Лазарсфельд. В 1955 году он и американо-израильский социолог Элиху Кац расширили данную теорию.

По состоянию на 2010 год в российской блогосфере наиболее популярными стали подборки развлекательных материалов, созданные исключительно с целью извлечения прибыли. Тем самым параллельно сформировалась вторая медиасистема, потребителями контента которой являются как обычные рунетчики, так и большинство блогеров, не относящихся к “лидерам мнений” и пользователям первой волны.

К 2011-2013 гг. ситуация резко изменилась. Социальные сети и блоги «вспомнили» свою роль площадки для политических, экономических и гражданских дискуссий. В именно социальные медиа стали способом организации оппозиции и борьбы за гражданские права. Именно активисты в социальных медиа занялись общественным надзором над законностью работы представителей всех ветвей власти.

Блоги и блогерыБлоги против СМИ