Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Блоги против СМИ

Различные эксперты часто высказывают следующее суждение: блогеров больше, чем журналистов. Они могут осветить то или иное событие с различных сторон прямо с места происшествия. Они, в отличие от журналистов, поставляют свежий материал, а те его только обрабатывают. По охвату аудитории популярные блоги сравнимы со СМИ. Таким образом, блогеры являются естественными конкурентами журналистов. Некоторые аналитики договариваются до того, что пророчат смерть традиционной журналистики.

Это не так. Ни один стихийный проект не может обогнать хорошо спланированный и организованный. Даже Википедия, общепланетарный проект по составлению “энциклопедии всего” силами энтузиастов, отличается строгой административной иерархией и целым сводом правил, касающихся редактирования и создания статей.

Впрочем, рассмотрим по порядку.

Численность. Количество блогеров, активно участвующих в формировании медиасферы, относительно невелико. К сожалению, данные о блогосфере разрозненны и охватывают различные периоды времени, но грубые прикидки сделать можно. По данным Яндекса, в январе 2013 года в рунете насчитывалось свыше 92 миллионов блогов (включая микроблоги, сообщества, блоги в странах бывшего СССР и автоматически регистрируемые для веб-пользователей крупными порталами). Активно обновляющихся блогов – не более двух миллионов. Логично предположить, что на среднего блогера приходится два-три блога – например, ЖЖ и твиттер. Тем самым остается около миллиона блогов, обновляемых хотя бы раз в неделю. Интересно, что 99 процентов важных новостей, генерируемых блогосферой, можно получать, подписавшись менее чем на тысячу блогов.

В конце 2011 года тогдашний главный редактор агентства гражданской журналистики «Ридус» Вячеслав Варванин оценивал максимальное число активных гражданских журналистов в 10 тысяч человек. Осенью 2011 года «Ридус» создал Клуб гражданской журналистики, помогающий его членам брать напрокат фототехнику, получать пресс-карты и аккредитовываться на пресс-мероприятия. На собрания клуба приходило около сотни человек.

Это несравнимо даже с числом обычных журналистов. В России на начало 2011 года было зарегистрировано свыше 94 тысячи СМИ (данные Роспечати). Из них реально действовало лишь 14-15 тысяч. Если в каждом СМИ в среднем работает хотя бы по пять человек, получаем, что в стране работает 75 тысяч профессиональных журналистов. Цифра, сравнимая с количеством общественно-активных блогеров. В этом смысле забавно попытаться вычесть из числа активных блогеров журналистов и прочих мастеров работы с текстом. Результат может оказаться для защитников гражданской журналистики неприятным.

Освещение. Блогеры не проверяют информацию на полноту и корректность, не соблюдают формат новостного сообщения, часто эмоционально реагируют на то или иное событие. Эмоции не добавляют фактов в сообщение, хотя и могут быть новостным поводом для журналистов.

Блогер не всегда стремится обеспечить полное новостное покрытие какого-либо события. Он скорее рассказывает о своей реакции на него. Другими словами, блогозаписи очень часто не соответствуют критериям, предъявляемым к журналистике факта.

Чаще всего именно журналистам удается составить цельную картину, собрав отзывы блогеров воедино, проверив источники и добавив комментарии экспертов.

Свежий материал. Действительно, именно в блогах зачастую появляется то, о чем не сообщают новостные агентства. Другое дело, что такие записи редки и нерегулярны. Согласно исследованию англоязычной блогосферы, проведенному американской организацией Pew Research Center, свыше 99 процентов новостных историй, встречающихся в блогах, взяты из СМИ. Более того, 80 процентов приходится всего на четыре источника — крупные медиаконгломераты.

Охват. В среднем аудитория блогеров гораздо меньше, чем у СМИ. Другое дело, что информация передается от одного “лидера мнений” к другому, а оттуда — к их пастве. Тем не менее, редакционная политика прослеживается далеко не у всех блогов. Исследования аудитории также не проводятся. Блогер, если он не зарабатывает на своем дневнике, в первую очередь интересуется самим собой, нежели реакцией читателей.

Формирование блогосферы РунетаФункции блогов и блогеров