Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Стилевая апатия и еще три болезни начинающего редактора

Бывают случаи, когда редакторы публикуют новости, не осознавая до конца их значения и смысла. Это один из признаков профнепригодности, но через что-то подобное проходит несколько раз в жизни каждый. Регулярное нежелание разобраться, спутанность сознания сильно бьют по конкурентоспособности СМИ.

Допустим, агентство, специализирующееся на финансовых новостях, выпустило следующее сообщение:

На очередном заседании правительства был рассмотрен законопроект о возможности формировать резервы Центробанка Российской Федерации из корпоративных облигаций с высшим рейтингом надежности, присвоенным международными рейтинговыми агентствами.

Неподготовленный новостник, встретивший такую новость или получающий ее от более старших товарищей, совсем не хочет разбираться в ней. Энергетически более выгодно немного изменить текст и опубликовать ее. Не говоря уже о том, что «немного изменить текст» - практика порочная и неправильная, здесь проявляется и ошибка более высокого уровня. И начало она берет в той же части мозга, с помощью которой редактор может прорваться через казенный стиль и сделать текст простым для понимания. Теряется критичность, начинается стилевая апатия.

Не осознанный журналистами информационный повод, прикидывающийся типовым отчетом с заседания, может гулять по агентствам и сайтам часами, пока кто-то не вчитается повнимательнее. Такой въедливый автор обнаружит, что правительство хочет взять госкомпании и их же долгами обеспечить золотовалютные резервы Центробанка. Задавшись вопросом о том, сколько таких долгов скопилось в России, он выяснит – сотни миллиардов долларов. Но время потрачено впустую, и с каждой минутой возрастает вероятность того, что первыми догадаются другие. Возможно, они уже сейчас пишут новость или обзорную статью на недопонятую другими изданиями тему.

Хуже всего то, что даже осознание проигрыша такого лентяя не разбудит. Спокойствие его мозга для него важнее. Постепенно болезнь перекинется на составление бэкграундов, подборку ссылок и истории развития событий. Постепенно он начнет обходиться одним-двумя источниками, перестанет искоренять казенщину из сообщений агентств и собственных текстов.

Именно поэтому стилевая апатия — прямой путь в профессиональную могилу. Забавно, что некоторые ее роют себе с самого начала работы — им просто забыли объяснить, что даже самую тусклую новость можно сделать живой и яркой. Надо только постараться, и стиль в этом процессе играет далеко не последнюю роль.

Отдельно надо сказать про болезни, свойственные в основном стажерам. Тут всего понемногу — и стилевых огрехов, и нехватки слов, и небрежности.

  1. Любовь к высокому cтилю и витиеватости фраз. Выражения и слова ”это не есть хорошо”, ”это суть то-то”, ”ибо”, ”сей”, ”рекомый”, ”преизрядный”, ”имеет место быть”, стоит забыть раз и навсегда. Это дурное псевдоглубокомыслие, которое нравится только автору. К счастью, в нейтральных по тону новостях эти слова почти не встречаются. К несчастью, эго авторов встает в полный рост в их статьях. Более того, некоторые считают такой стиль своей находкой и особенностью.
  2. Стремление написать о себе самом, пересказать ход собственных мыслей. На деле процесс написания автором текста обычно мало кого интересует. Читатели хотят видеть результат, а не метания автора. Есть хороший, но жестокий способ лечения — спрашивать себя постоянно: ”Интересно ли это кому-нибудь, кроме меня?”. Сюда же относится любовь к лирическим отступлениям. Они нужны только в том случае, если работают на текст. Там, где это возможно, нужно выбирать хороший поджарый текст, а не «воду». Читатель новостей хочет не блуждать в лабиринтах ассоциаций автора, а пробежать стометровку.
  3. Привычка показывать, что в то или иное слово вложено больше смысла, чем кажется. Нарочитое выделение курсивом, жирным, подчеркивание особенно удачных фраз — индикатор того, что автор не может выражать мысли без костылей. Это сродни размахиванию руками, когда не хватает слов.

Все вышесказанное касается не только материалов, но и выступлений на любых других площадках. Журналист по определению существо публичное и не может позволить себе дать петуха в любом людном месте. Лучше всего вообще избавиться от всего антуража, который не идет на пользу тексту. Желание выглядеть умнее, чем есть, или заинтересовать читателя не новостным поводом, а мусором обыденности ни к чему хорошему не приводит. Исключение — жанр колонки или фельетона, но тот, кто достиг уровня Зощенко, вряд ли будет читать эти строки.

Отсутствие синонимовКонтрольные задания 3 "Стиль"