Бывают случаи, когда редакторы публикуют новости, не осознавая до конца их значения и смысла. Это один из признаков профнепригодности, но через что-то подобное проходит несколько раз в жизни каждый. Регулярное нежелание разобраться, спутанность сознания сильно бьют по конкурентоспособности СМИ.
Допустим, агентство, специализирующееся на финансовых новостях, выпустило следующее сообщение:
На очередном заседании правительства был рассмотрен законопроект о возможности формировать резервы Центробанка Российской Федерации из корпоративных облигаций с высшим рейтингом надежности, присвоенным международными рейтинговыми агентствами.
Неподготовленный новостник, встретивший такую новость или получающий ее от более старших товарищей, совсем не хочет разбираться в ней. Энергетически более выгодно немного изменить текст и опубликовать ее. Не говоря уже о том, что «немного изменить текст» - практика порочная и неправильная, здесь проявляется и ошибка более высокого уровня. И начало она берет в той же части мозга, с помощью которой редактор может прорваться через казенный стиль и сделать текст простым для понимания. Теряется критичность, начинается стилевая апатия.
Не осознанный журналистами информационный повод, прикидывающийся типовым отчетом с заседания, может гулять по агентствам и сайтам часами, пока кто-то не вчитается повнимательнее. Такой въедливый автор обнаружит, что правительство хочет взять госкомпании и их же долгами обеспечить золотовалютные резервы Центробанка. Задавшись вопросом о том, сколько таких долгов скопилось в России, он выяснит – сотни миллиардов долларов. Но время потрачено впустую, и с каждой минутой возрастает вероятность того, что первыми догадаются другие. Возможно, они уже сейчас пишут новость или обзорную статью на недопонятую другими изданиями тему.
Хуже всего то, что даже осознание проигрыша такого лентяя не разбудит. Спокойствие его мозга для него важнее. Постепенно болезнь перекинется на составление бэкграундов, подборку ссылок и истории развития событий. Постепенно он начнет обходиться одним-двумя источниками, перестанет искоренять казенщину из сообщений агентств и собственных текстов.
Именно поэтому стилевая апатия — прямой путь в профессиональную могилу. Забавно, что некоторые ее роют себе с самого начала работы — им просто забыли объяснить, что даже самую тусклую новость можно сделать живой и яркой. Надо только постараться, и стиль в этом процессе играет далеко не последнюю роль.
Отдельно надо сказать про болезни, свойственные в основном стажерам. Тут всего понемногу — и стилевых огрехов, и нехватки слов, и небрежности.
Все вышесказанное касается не только материалов, но и выступлений на любых других площадках. Журналист по определению существо публичное и не может позволить себе дать петуха в любом людном месте. Лучше всего вообще избавиться от всего антуража, который не идет на пользу тексту. Желание выглядеть умнее, чем есть, или заинтересовать читателя не новостным поводом, а мусором обыденности ни к чему хорошему не приводит. Исключение — жанр колонки или фельетона, но тот, кто достиг уровня Зощенко, вряд ли будет читать эти строки.
Отсутствие синонимов | Контрольные задания 3 "Стиль" |