Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Изучение отношения потребителей к товару

Следующим шагом при анализе потребительской аудитории является изучение отношения потребителей к товару. Необходимо отметить, что сегментирование аудитории позволит одновременно облегчить и повысить эффективность исследования отношения к товару, поскольку индивидуумы данного сегмента объединены одним или несколькими общими признаками, что увеличивает степень вероятности их сходного отношения к товару.

Для исследования отношения потребителей, как физических лиц, так и корпоративных клиентов, обычно проводятся разного рода опросы, среди которых могут быть выделены, например:

  • письменное тестирование или устный опрос специальных фокус-групп, представляющих интересующий рекламодателя сегмент потребительской аудитории;
  • телефонный опрос с охватом как можно большего числа потребителей с использованием географического сегментирования;
  • анкетирование потребителей, являющихся приверженцами конкретного товара;
  • опрос прохожих на улице (сплошная выборка) и т.п.

Наиболее удобным методом представляется анкетирование или тестирование с применением различных типов вопросов.

Закрытые вопросы – это вопросы, ответы на которые заключаются в выборе приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:

  • вопросы, предполагающие ответы «Да», «Нет»;
  • альтернативные вопросы, на которые нужно выбрать из ряда возможных ответов один или несколько;
  • вопросы со шкалой Лейкерта – это вопросы с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления. Например, «Реклама сигарет вредна»:

    . полностью согласен;

    . согласен;

    . не знаю;

    . не согласен;

    . решительно не согласен;

  • семантический дифференциал – это шкала разрядов между двумя биполярными понятиями, в которой опрашиваемый человек выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств. Например, в ресторане опрашивают посетителей, что им нравится, а что нет. При этом надо помнить, что люди лучше дифференцируют свои отрицательные чувства.

Опрашиваемые в соответствии с интенсивностью своих чувств делают соответствующие пометки в строках карточки, они соединяются сплошной линией и получается профиль семантического дифференциала. Опросив определенное количество посетителей ресторана и усреднив их показатели, руководство ресторана будет знать сильные и слабые стороны своего бизнеса. Видно из приведенного выше семантического дифференциала, что в данном ресторане уютный дизайн, выдержанный в итальянском стиле, разнообразный выбор итальянских блюд, удобное расположение, – вот об этом и надо сообщать в рекламе;

  • шкалирующие вопросы дают дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов. Различают шкалу важности – это шкала с ранжированием любой характеристики по степени важности для клиента. Например,

«Трудоустройство для меня после окончания бизнес-школы:

• исключительно важно;

• очень важно;

• довольно важно;

• не очень важно;

• совсем не важно»

Оценочная шкала – это шкала с ранжированием любого признака от неудовлетворительного до отличного. Недавно в авиакомпании «Аэрофлот и российские авиалинии» проводили опрос пассажиров. Одним из вопросов анкеты был такой.

«Питание в самолете во время полета было:

• отличное;

• очень хорошее;

• хорошее;

• сносное;

• неудовлетворительное»;

  • ранжирование объектов на базе субъективно ощущаемых преимуществ, при этом каждому ответу присваивается ранг (0 – низший, 5 – высший). Например,

«При покупке пельменей что является для Вас наиболее важным:

• вкус;

• качество;

• цена;

• упаковка;

• известность марки?».

Открытый вопрос дает возможность опрашиваемому потенциальному или реальному потребителю отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают гораздо больше информации, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думает тем или иным способом.

Информативными считаются открытые вопросы, которые начинаются со слова «почему?». Именно они позволяют выявить мотивацию клиентов. Например, вопрос, заданный абитуриенту: «Почему именно в нашем институте Вы решили учиться?», – позволяет выявить его скрытые мотивы.

С другой стороны, закрытые вопросы легче интерпретировать и сводить в таблицы.

Перед вами образец анкеты только с закрытыми вопросами.

Знакома ли Вам торговая марка «X»?

да
нет

Пользовались ли Вы товаром «X» ранее?

да
нет

Если Вы приобретали товар «X», понравился ли он Вам?

да
нет

Собираетесь ли Вы в будущем покупать товар «X»?

да
нет

Пользуетесь ли Вы также аналогичными товарами других торговых марок?

да
нет

Однако закрытые вопросы «загоняют» потребителя в довольно жесткие рамки, кроме того, из ответов «да»/«нет» сложно выяснить реальное отношение к товару. Открытые вопросы, напротив, предоставляют потребителю слишком много свободы для самовыражения, и результаты такого опроса сложно обрабатывать. Наиболее удобны вопросы смешанного типа: с несколькими «запрограммированными» вариантами ответа и одной свободной графой:

Какую торговую марку Вы предпочитаете?

«A» «B» «С» «X» «Y» «Z»

другую, какую ....................... ?

Почему Вы предпочитаете именно эту торговую марку (проставьте цифры от 1 до 7 в соответствии со своими приоритетами; 1 соответствует самой важной причине):

  • из-за цены;
  • из-за удобства;
  • из-за стиля;
  • из-за качества;
  • из-за надежности;
  • из-за мнения окружающих;
  • по другой причине, какой ............................ ?

Перед вами образец анкеты, разработанный автором данной монографии для сбытовой компании «Терминал Вольский» ОАО «Вольскцемент».

  1. Являясь нашим деловым партнером, собираетесь ли Вы сотрудничать с нами в будущем?

    да
    нет
  2. Почему Вы являетесь покупателем нашего цемента:

    устраивают цены;
    наша фирма расположена недалеко от Ваших строительных площадок;
    высокое качество цемента;
    большой ассортимент;
    хорошее качество обслуживания, отсутствие срывов поставок;
    профессиональная работа торговых представителей;
    по другой причине, какой ............................................ ?
  3. Ваши прогнозируемые потребности в поставке цемента на следующий сезон поквартально:

    от 0 до 50 тонн;
    от 50 до 100 тонн;
    от 100 до 200 тонн;
    от 200 до 500 тонн;
    свыше, укажите сколько ............................................ .
  4. Какие марки цемента Вы планируете закупать?

    сульфатостойкий портландцемент М-400 бездобавочный, ГОСТ 22266-94, сертифицированный по европейскому стандарту;
    сульфатостойкий портландцемент М-500 с минеральными добавками;
    портландцемент М-400 с минеральными добавками;
    портландцемент М-500 бездобавочный;
    сульфатостойкий тампонажный портландцемент М-400 с минеральными добавками для низких и нормальных температур, ГОСТ 1581-91;
    быстротвердеющие цементы;
    нормальный кварцевый песок.
  5. Какие мероприятия стимулирования сбыта Вы хотели бы получить от нас:

    скидки с объема продаж;
    бонусные скидки (постоянным клиентам);
    накопительные скидки;
    скидки-сконто (при покупке цемента в кредит за наличные деньги);
    возможность оплаты другими высоколиквидными товарами (укажите, какими)?
  6. Что Вы подразумеваете под определением качества цемента? ............................................
  7. С каким количеством поставщиков Вы сотрудничаете, кроме нас? ............................................
  8. Собираетесь ли Вы менять своих поставщиков? Если да, то почему? ............................................
  9. Цемент каких заводов-изготовителей, помимо «Вольск-цемента», Вы используете:

    Жигулевский цемент;
    Ульяновский цемент;
    Себряковцемент;
    Мордовский цемент;
    Липецкий цемент;
    Черкесский цемент;
    Белгородский цемент;
    другой, какой ............................................ ?
  10. Укажите, какую долю в совокупном объеме закупок цемента составил цемент из Вольска в прошлом строительном сезоне ............................................
  11. Собираетесь ли Вы увеличивать эту долю?

    да
    нет
  12. Хотели бы Вы, чтобы наша организация, помимо цемента, предоставляла Вашей организации другие строительные материалы? Укажите, какие ............................................
  13. Хотели бы Вы, чтобы наша организация оказывала Вам консультационную помощь при использовании цементов разных марок? Если да, укажите, пожалуйста, какую .........................
  14. Кто принимал участие в заполнении этой анкеты:

    коммерческий директор;
    руководитель отдела маркетинга;
    руководитель отдела снабжения;
    региональный менеджер по закупкам?

С надеждой на плодотворное сотрудничество!

После проведения подобного опроса становится ясным «портрет» предполагаемого потребителя товара, его мотивация, а именно: почему он покупает или не покупает данный товар. Условно можно выделить семь мотивов или основных побуждений к приобретению товара, которые могут быть разделены на две группы:

  1. негативные (информативные) – их источником являются негативные эмоции, связанные с использованием какого-либо товара; чтобы избавиться от таких эмоций, потенциальные покупатели ищут информацию о нужном им товаре:

    а) снятие проблемы;

    б) избежание проблемы;

    в) неполное удовлетворение другой маркой;

    г) износ ранее приобретенного товара;

  2. позитивные (трансформирующие) – связаны с приобретением каких-либо товаров, чтобы «побаловать» себя – испытать позитивные эмоции или произвести изменения в самом себе:

    а) сенсорное удовлетворение;

    б) интеллектуальное стимулирование;

    в) социальное одобрение.

Следует подчеркнуть, что в основе покупки одного и того же товара могут лежать как негативные, так и позитивные мотивы. Так, будучи не полностью удовлетворенным свойствами одной марки (негативный мотив), потребитель может приобрести другой товар, более престижной марки, чтобы получить социальное одобрение и тем самым вознаградить себя за испытанное неудобство (позитивный мотив). После выявления мотивации потребителя, уяснения его отношения к конкретному товару наступает время ответить на вопросы: «Как разговаривать с данным потребителем? Как позиционировать свой товар?», т.е. необходимо приступить к стратегической стадии в управлении рекламной деятельностью.

Анализ потребительской аудитории и исследование покупательских мотивовТест №7 "Стадия исследования"