Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Принцип 4. За узнавание лиц отвечает особая часть мозга

Представьте, что вы идете по оживленной улице большого города и внезапно видите кого-то из ваших родственников. Даже если вы не ожидали встретить этого человека, и даже если десятки или сотни людей находятся в поле вашего зрения, вы немедленно узнаете его или ее. Кроме того, вы почувствуете соответствующую эмоциональную реакцию, будь то любовь, ненависть, страх или что-либо еще.

Хотя зрительная кора сама по себе достаточно велика, существует специальный участок головного мозга за пределами зрительной коры, единственной функцией которого является узнавание лиц. Идентифицированная Нэнси Канвишер (1997), веретенообразная извилина мозга (fusiform face area, FFA) позволяет воспринимать лица «в обход» обычных интерпретирующих каналов и помогает узнавать их быстрее, чем прочие объекты. Эта извилина расположена вблизи миндалины мозжечка, являющейся эмоциональным центром мозга.

У людей, страдающих аутизмом, для распознавания лиц не задействуется веретенообразная извилина

Исследования Карен Пирс (Karen Pierce) показали, что люди, страдающие аутизмом, не используют FFA для распознавания лиц. Вместо этого у них задействуются другие, обычные участки зрительной коры, которые в нормальных случаях используются для распознавания и интерпретации объектов, но не лиц.

Мы отслеживаем направление взгляда

Рис. 4.1 Мы смотрим туда, куда смотрит человек на картинке

Исследования движений глазного яблока показывают, что если глаза на картинке смотрят не на нас, а на объект, изображенный на веб-странице (рис. 4.1), мы также переводим взгляд на этот объект.

Но не следует забывать, что если люди смотрят на что-либо, это не означает, что они действительно видят этот предмет. Поэтому при разработке собственной концепции дизайна веб-страницы решите, хотите ли вы установить эмоциональную связь (глаза смотрят прямо на пользователя) или привлечь внимание к товару или объекту (глаза смотрят прямо на продукт).

Новорожденные предпочитают смотреть в глаза

Исследования Катрин Мондлох и других ученых (Catherine Mondloch) показали, что новорожденные, возраст которых менее часа, обращают внимание на объекты, напоминающие лица.

Именно по глазам люди решают, кто является живым

Кристин Лузер и Т. Ветли (Christine Looser, T. Wheatley) брали фотографии людей и видоизменяли их, последовательно приближаясь к образу неодушевленного манекена. Предметом исследования было то, в какой момент последовательной трансформации лица субъект решит, что картинка больше не является изображением живого человека. На рис. 4.2 показаны примеры таких картинок. Исследования показали, что опрашиваемые переставали считать субъекта на картинке живым после того, как изменения достигали 75%. Также было обнаружено, что люди, чтобы решить, является ли изображение живым человеком, в основном обращают внимание на глаза.

Рис. 4.2 Пример преобразования Лузером и Ветли лица человека в лицо манекена

Выводы:

  • Посетители веб-страниц распознают лица и реагируют на них быстрее, чем на что-либо другое (по крайней мере, те, кто не страдает аутизмом).
  • Глаза, смотрящие с экрана прямо на пользователя, оказывают наибольшее эмоциональное воздействие, возможно потому, что глаза — наиболее важная часть лица.
  • Если глаза на веб-странице смотрят на объявление или на продукт, посетитель также стремится взглянуть на этот продукт. Однако, посмотрев на него, он совершенно не обязательно уделит ему особое внимание.
Принцип 3. Люди отождествляют объекты с узнаваемыми образамиПринцип 5. "Перспективные" объекты