Очень важно, чтобы каждый сотрудник ассоциировал себя с компанией, жил ее интересами, которые в идеале совпадали бы с его собственными. Это ситуация, к которой стремятся практически все управленцы. Достичь ее бывает очень сложно.
Как правило, менеджер по работе с персоналом или PR-менеджер постоянно работает с разными категориями сотрудников, подчеркивает их значимость, разъясняет функции, выясняет нужды и потребности, то, насколько правильно они воспринимают целевые установки компании.
Для реализации всего этого наиболее эффективный вариант — проведение систематических собраний сотрудников, в ходе которых руководство информирует о состоянии и перспективах бизнеса, о принятых решениях, нововведениях и интересуется мнением сотрудников.
Кроме этого, необходимо проводить внутренние социологические исследования, опросы, сбор обратной информации для того, чтобы:
Одним из важных применяемых PR-инструментов является внутреннее корпоративное издание. Как правило, оно распространяется бесплатно или за невысокую плату. Самое главное — точность и достоверность содержащейся в нем информации. Еще один инструмент — доски объявлений (информация о поощрениях, конкурсах, нововведениях, разделы с юмором).
Практически во всех компаниях используется оповещение сотрудников об основных мероприятиях или изменениях по электронной почте или в ходе телеконференций. В особенно активных компаниях используют местное телевидение или трансляцию информационных или учебных роликов на мониторах в местах скопления персонала.
Говоря об инструментарии PR, важно упомянуть о выставках и презентациях. В любой компании (офисе, заводе или больнице) есть комната для посетителей или переговорная. В таких помещениях удобно устраивать мини-выставки или презентации.
Мы рассмотрели так называемые контролируемые PR-инструменты. Однако бывает, что сотрудникам отдела по связям с общественностью приходится работать и бороться с неконтролируемыми инструментами — с негативными слухами об организации, ее продуктах или сотрудниках.
Слух — это неформальное неконтролируемое средство коммуникации. О нем будет подробно рассказано в следующей главе. Здесь же отметим, что во многих российских компаниях среди источников информации все же преобладают слухи. Если слух совпадает с ожиданиями группы, в которую попадает, его очень сложно погасить. Тем более что психология человека такова, что он стремится найти скорее подтверждение слуха, нежели его опровержение. Поскольку слухи появляются при отсутствии информации, то наиболее эффективным способом борьбы с ними является обеспечение доступа к достоверной информации.
Очень важным инструментом являются праздники — соблюдение традиций компании, празднование дней рождения и юбилеев, отмечание знаменательных дат сотрудников и организации.
Корпоративные праздники позволяют свободно общаться, коллективно переживать и дают возможность психологической разрядки сотрудников. Полезны и другие корпоративные мероприятия — деловые, такие как конференции и семинары, обучающие (тренинги, деловые игры), неформальные (выезды на природу, спортивные состязания). Значимым элементом праздников и других мероприятий являются подарки. Расходы на организацию мероприятий, как правило, берет на себя компания.
Юлия Хакимова, руководитель PR-отдела компании «Организация Времени»:
Одна из целей PR-отдела заключается в сплочении коллектива и организации его неформального общения с генеральным директором. Такая цель может быть достигнута, в том числе, посредством проведения корпоративного праздника.
Поэтапная организация такого праздника заключается в следующем:
Мы можем поставить задачи:
Как рекомендует Александр Шумович в книге «Великолепные мероприятия» (настоятельно советую ее прочесть - по-настоящему прикладная и полезная работа), после каждого мероприятия необходимо составлять список ошибок, промахов, чтобы знать, что в будущем следует исправить. Я могу привести такой пример.
Однажды на одном из мероприятий оказалось, что ведущему не дали радиомикрофон. Вокруг было очень много микрофонов, но все они были для проведения пресс-конференции, т. е. такие, которые стоят на столе и при нажатии кнопки слышно голос. Мероприятие было в формате мастер-класса, и ведущий за минуту до него обнаружил, что микрофон его не устраивает. В невероятно скором режиме я искала и в итоге нашла микрофон, но запомнила эту ситуацию навсегда! Таких моментов бывает очень много, именно поэтому нужно прописать все возможные варианты и их решения:
Их нужно решать заранее. Подумайте, что еще может помешать качественно провести любое мероприятие?
Необходимо подготовить анкеты с вопросами для обратной связи, чтобы после мероприятия составить отчет и вывод о впечатлениях аудитории. Особое внимание обратить на указанные минусы. В данном случае, как я уже упомянула выше, нужно положительно относиться к недочетам и фиксировать их. И одно дело, когда их заметили вы сами, а другое - когда вам указали на ошибку. Это ценные замечания, и не стоит на них обижаться. Допустим, вам сказали, что место не понравилось. Не торопитесь говорить, что туда мы больше не поедем. Надо обязательно изучить мнение каждого и тогда сделать вывод. Главное помнить, что во всем и всегда будут минусы, будут недочеты и отрицательные отзывы. Так должно быть, намного страшнее, если их не будет. В анкете обратной связи нужно просить человека помочь решить этот минус. То есть если вы задали вопрос: “Как вы считаете, достаточно ли насыщенна была программа, на эти 3 дня?», предусматривающий ответ «да» или «нет», го либо в конце анкеты, либо под этим вопросом дайте людям возможность пару строчек написать что-то от души. Если они выбрали «нет» - очень важно понять, почему? Тогда идеальным будет ответ: “Нет, я бы хотел еще организовать игру, но мне не дали». Тогда вы сможете сделать вывод, что людям тоже хочется участвовать в подготовке такого мероприятия. Хочется - дайте им это! Они будут счастливы, вы - будете готовить следующий пункт программы.
Программы приобщения сотрудников к деятельности компании, разработанные и осуществляемые PR-отделом, позволяют улучшить психологический климат в организации, минимизировать конфликтные ситуации, вызванные неинформированностью или недопониманием, решить многие другие проблемы.
Ниже приводятся мероприятия такой программы для крупной компании:
Перечисленные действия служат глобальной цели создания «команды» — коллектива единомышленников и поддержания «корпоративного духа» — атмосферы деловой, сплоченной, доброжелательной и гармоничной.
Важное место PR в управлении внутрифирменными коммуникациями обусловлено и тем, что усилия PR необходимы для поддержки самой системы менеджмента. Как в работе с персоналом, так и с руководством. При этом PR-отдел выполняет следующие функции:
Фирменный стиль | Контрольные задания к главе "Внутрифирменный PR" |