Советы по оформлению бизнес-плана
Напоследок нужно сказать несколько слов об оформлении бизнес-плана. Старая пословица ”по одежке встречают — по уму провожают” справедлива и в области бизнес-планирования. Бизнес-план — это “лицо” фирмы, и он должен производить благоприятное впечатление на инвесторов и кредиторов. Превосходно составленный бизнес-план, оформленный на скорую руку, может заставить пользователей усомниться в вашем профессионализме и стандартах работы. Чтобы этого не произошло, следуйте нескольким простым правилам.
- На титульной странице укажите юридическое название компании; название документа (”бизнес-план”); дату составления или изменения документа; имя, адрес и номер телефона компании или контактного человека; имя, адрес и номер телефона компании или человека, подготовившего бизнес-план. На титульной странице можно также сделать пометку о том, что содержание данного бизнес-плана носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению третьим сторонам.
- Разбейте бизнес-план на разделы (план маркетинга, производственный план и т.д.), а на первой странице приведите содержание, чтобы пользователям легче было ориентироваться в нем.
- Для представления числовых данных используйте таблицы, графики и диаграммы — это делает материал более наглядным.
- Бизнес-план обычно просматривают много людей, поэтому переплетите его в соответствии с его объемом (мягкий переплет более уместен для небольшого бизнес-плана, а твердый — для документа, насчитывающего более 80-100 страниц).
- Даже если вы разрабатываете бизнес-план только для внутреннего пользования, оформляйте его так, чтобы его можно было показать и внешним пользователям, если вдруг возникнет такая необходимость.
Теперь, зная структуру бизнес-плана и понимая, как нужно работать над ним, перейдем к более детальному изучению материала, необходимого для разработки каждого раздела бизнес-плана. Начнем с анализа рыночной ситуации.