В большинстве случаев управленческий персонал заинтересован в росте общей величины прибыли от деятельности коммерческой организации. Для этого периодически анализируется прибыль по отдельным сегментам бизнеса – производимой продукции, выполняемым работам, оказываемым услугам, обслуживаемым потребителям (заказчикам), отдельным производствам, территориям сбыта и т. п.
Такой анализ рентабельности позволяет получать информацию, указывающую на существование наряду с прибыльными и неприбыльных (убыточных) видов деятельности, каждый из которых в структуре бизнеса рассматривается отдельным сегментом. Этот анализ заставляет осуществлять более глубокую оценку сегментам деятельности с тем, чтобы решить:
Отрицательный ответ на этот вопрос может оказаться ошибочным. Это происходит в том случае, если к решениям такого класса, которые называются «решения о прекращении производства» или «решения о ликвидации неприбыльных сегментов деятельности», не будет применен принцип релевантности затрат, основанный на маржинальном подходе.
Анализ финансовых последствий о ликвидации (элиминировании) неприбыльного сегмента деятельности сводится к оценке эффекта изменения прибыли от принятия такого решения. Он состоит в сравнении двух форматов отчетов о прибылях и убытков. В одном из них имеется вся информация об анализируемых сегментах, в другом – при отсутствии неприбыльного сегмента. Релевантный подход, используемый при формировании таких форматов отчетов о прибылях и убытках, позволяет также устанавливать причинно-следственные связи между фактом устранения (ликвидации) сегмента (причина) и сокращением затрат и изменением прибыли (следствие). Очевидно, что причинно-следственная зависимость требует правильной оценки факторов затрат. Рассмотрим типичный пример оценки последствий ликвидации неприбыльного продукта, основанный на производственной деятельности коммерческой организации.
Пример.
Организация производит два вида продукции – А и Б. Прогнозируемый отчет о прибылях и убытках содержит исходную информацию по их производству и продаже (таблица).
Показатели |  Продукция А |  Продукция Б | Всего |
---|---|---|---|
Выручка (нетто) от продаж  |  12000 |  18000 | 30000 |
Переменные затрат, в т. ч.: | |||
− прямые материальные   | 4000 | 3000 | 7000 |
− прямые трудовые  | 5000 | 6000 | 11000 |
− производственные накладные  | 1000 | 800 | 1800 |
Постоянные затраты: | |||
− накладные  | 2500 | 3000 | 5500 |
− прямые | 500 | 700 | 1200 |
Финансовый результат | (1000) | 4500 | 3500 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что организации производство продукции А невыгодно, так как оно убыточно. В этих условиях управленческий персонал может принять решение о прекращении производства продукции А. Тогда Отчет о прибылях и убытках примет вид:
Показатели |  Продукция А |  Продукция Б | Всего |
---|---|---|---|
Выручка (нетто) от продаж  |  - |  18000 | 18000 |
Переменные затрат, в т. ч.: | |||
− прямые материальные   | - | 3000 | 3000 |
− прямые трудовые  | - | 6000 | 6000 |
− производственные накладные  | - | 800 | 800 |
Постоянные затраты: | |||
− накладные  | 2500 | 3000 | 5500 |
− прямые | - | 700 | 700 |
Финансовый результат | (2500) | 4500 | 2000 |
Очевидно, что в случае прекращения производства продукции А постоянные накладные затраты сохраняются в полном объеме и распределяются на оставшийся в производстве продукт – продукцию Б.
В результате принятия решения о прекращении производства продукции А общая прибыль снижается, поскольку выпуск продукции А помогал покрывать постоянные затраты, которые теперь должны будут окупаться за счет только одного оставшегося в производстве продукта Б. Другим эффектом от ликвидации неприбыльного сегмента является снижение объема продаж (выручки), что также оказывает негативное влияние на оценку результатов (в том числе и нефинансовых) деятельности организации. Решение о прекращении производства, как правило, позволяет ответить на вопрос: «Сколько прибыли потеряет организация в случае ликвидации неприбыльного сегмента?».
В нашем примере эти потери составят 1 500 руб. (3 500 руб. – 2 000 руб.).
Однако на практике такие решения должны приниматься исходя из ряда предварительных условий:
Релевантный подход и решение "производить или покупать" | Тест№13 "Специфические управленческие решения" |