Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Решение о ликвидации неприбыльного сегмента деятельности

В большинстве случаев управленческий персонал заинтересован в росте общей величины прибыли от деятельности коммерческой организации. Для этого периодически анализируется прибыль по отдельным сегментам бизнеса – производимой продукции, выполняемым работам, оказываемым услугам, обслуживаемым потребителям (заказчикам), отдельным производствам, территориям сбыта и т. п.

Такой анализ рентабельности позволяет получать информацию, указывающую на существование наряду с прибыльными и неприбыльных (убыточных) видов деятельности, каждый из которых в структуре бизнеса рассматривается отдельным сегментом. Этот анализ заставляет осуществлять более глубокую оценку сегментам деятельности с тем, чтобы решить:

  • следует ли производить неприбыльную продукцию далее?
  • стоит ли осуществлять дальнейшую продажу в убыточных торговых точках?
  • и т.п.

Отрицательный ответ на этот вопрос может оказаться ошибочным. Это происходит в том случае, если к решениям такого класса, которые называются «решения о прекращении производства» или «решения о ликвидации неприбыльных сегментов деятельности», не будет применен принцип релевантности затрат, основанный на маржинальном подходе.

Анализ финансовых последствий о ликвидации (элиминировании) неприбыльного сегмента деятельности сводится к оценке эффекта изменения прибыли от принятия такого решения. Он состоит в сравнении двух форматов отчетов о прибылях и убытков. В одном из них имеется вся информация об анализируемых сегментах, в другом – при отсутствии неприбыльного сегмента. Релевантный подход, используемый при формировании таких форматов отчетов о прибылях и убытках, позволяет также устанавливать причинно-следственные связи между фактом устранения (ликвидации) сегмента (причина) и сокращением затрат и изменением прибыли (следствие). Очевидно, что причинно-следственная зависимость требует правильной оценки факторов затрат. Рассмотрим типичный пример оценки последствий ликвидации неприбыльного продукта, основанный на производственной деятельности коммерческой организации.

Пример.

Организация производит два вида продукции – А и Б. Прогнозируемый отчет о прибылях и убытках содержит исходную информацию по их производству и продаже (таблица).

Таблица Отчет о прибылях и убытках по продукции А и Б, руб.

Показатели  Продукция А  Продукция БВсего
Выручка (нетто) от продаж  12000  1800030000
Переменные затрат, в т. ч.:
− прямые материальные  400030007000
− прямые трудовые 5000600011000
− производственные накладные 10008001800
Постоянные затраты:
− накладные 250030005500
− прямые 5007001200
Финансовый результат (1000) 45003500

Данные таблицы свидетельствуют о том, что организации производство продукции А невыгодно, так как оно убыточно. В этих условиях управленческий персонал может принять решение о прекращении производства продукции А. Тогда Отчет о прибылях и убытках примет вид:

Таблица Отчет о прибылях и убытках при прекращении производства продукции А, руб.

Показатели  Продукция А  Продукция БВсего
Выручка (нетто) от продаж  -  1800018000
Переменные затрат, в т. ч.:
− прямые материальные  -30003000
− прямые трудовые -60006000
− производственные накладные -800800
Постоянные затраты:
− накладные 250030005500
− прямые -700700
Финансовый результат (2500) 45002000

Очевидно, что в случае прекращения производства продукции А постоянные накладные затраты сохраняются в полном объеме и распределяются на оставшийся в производстве продукт – продукцию Б.

В результате принятия решения о прекращении производства продукции А общая прибыль снижается, поскольку выпуск продукции А помогал покрывать постоянные затраты, которые теперь должны будут окупаться за счет только одного оставшегося в производстве продукта Б. Другим эффектом от ликвидации неприбыльного сегмента является снижение объема продаж (выручки), что также оказывает негативное влияние на оценку результатов (в том числе и нефинансовых) деятельности организации. Решение о прекращении производства, как правило, позволяет ответить на вопрос: «Сколько прибыли потеряет организация в случае ликвидации неприбыльного сегмента?».

В нашем примере эти потери составят 1 500 руб. (3 500 руб. – 2 000 руб.).

Однако на практике такие решения должны приниматься исходя из ряда предварительных условий:

  • нет объективной возможности изменить структуру производства, увеличив цену продаж по неприбыльному продукту;
  • не существует иного варианта действий, кроме как либо продолжать, либо прекратить производство неприбыльного продукта;
  • независимо от того, какой вариант действий будет принят, он не потребует привлечения дополнительных ресурсов;
  • при прекращении производства неприбыльного продукта, освободившиеся ресурсы могут направляться на расширение оставшегося в производстве прибыльного вида продукции.
Релевантный подход и решение "производить или покупать"Тест№13 "Специфические управленческие решения"