Концепция релевантности применяется и в приложении к группе решений «производить или покупать». Их содержание заключается в определении того, что для организации выгоднее – собственное производство отдельных компонентов (комплектующих изделий, полуфабрикатов) или целесообразнее их приобретение у внешних поставщиков. В современной практике бизнеса такого класса решения получают широкое распространение в связи с развитием аутсорсинга – процесса передачи некоторых производственных и обслуживающих функций внешним производителям с тем, чтобы максимально эффективно использовать высвобождающиеся производственные мощности, например, для производства продукции нового вида. Ключевым моментом группы решений «производить или покупать» является определение того, как наилучшим использовать свободные производственные мощности.
Процедура формирования информации для принятия решений «производить или покупать» является достаточно сложной. Среди некоторых правил ее подготовки можно назвать:
Рассмотрим использование релевантного подхода применительно к решению «производить или покупать» на классическом примере.
Пример.
Организация производит полуфабрикаты (%%ПФ%%) 1 и 2 и продукцию А и Б. Управленческий персонал рассматривает план по производству и продаже продукции на следующий год. В таблице ниже приведены планируемые затраты на единицу по полуфабрикатам и видам продукции.
Показатели | ПФ1 | ПФ2 | А | Б |
---|---|---|---|---|
Переменные затраты: | ||||
− прямые материалы  | 27 | 39 | 18 | 42 |
− прямая зарплата  | 24 | 6 | 18 | 36 |
− накладные затраты  | 12 | 3 | 9 | 18 |
Постоянные затраты: | ||||
− накладные  | 20 | 8 | 23 | 45 |
Итого затрат: | 83 | 56 | 68 | 141 |
При этом известно, что организация может купить полуфабрикаты 1 и 2 соответственно за 80 руб. и 45 руб. Продукция А и Б может быть продана соответственно за 55 руб. и 126 руб.
Возникают вопросы:
1) продолжать производство или покупать полуфабрикаты 1 и 2?
2) прекращать или продолжать производство продукции А и Б?
Если принимать во внимание полные затраты, то становится очевидным, что в условиях прогнозируемых альтернатив производство данных видов продукции невыгодно. Однако релевантность затрат определяется не всеми затратами, включаемыми в себестоимость продукции и полуфабрикатов, а лишь переменной частью этих затрат. Поэтому необходимо принимать во внимание релевантность затрат для того, чтобы избежать ошибочных решений.
Для полуфабриката 1 релевантные затраты: 27 + 24 + 12 = 63 руб. на единицу.
Именно эту величину, а не 83 руб. полных затрат, следует сравнивать с альтернативной стоимостью покупки.
Разница 80 – 63 = 17 руб. представляет собой не что иное как маржинальный доход единицы полуфабриката 1, который может быть обеспечен при сохранении производства этого полуфабриката.
Сравнение полных затрат с альтернативной стоимостью покупки (80 – 83 = –3 руб. (убыток)) приведет к ошибочным решениям о возможности прекращения производства этого полуфабриката впоследствии.
Возможно провести анализ альтернатив с учетом того, что постоянные затраты не игнорируются. В этом случае стоимость покупки полуфабриката 1 на стороне будет складываться из цены приобретения 80 руб. и величины постоянных затрат 20 руб., т. е. 80 + 20 = 100 руб. Сравнение величины предполагаемых затрат с возможной стоимостью приобретения по- зволит получит ту же величину маржинального дохода 100 – 83 = 17 руб.
Для полуфабриката 2 логика рассуждений остается прежней. Проводится оценка релевантности затрат (39 + 6 + 3 = 48 руб.) и сравнение их с альтернативной стоимостью покупки: 45 – 48 = –3 руб. На таких условиях производство данного полуфабриката невыгодно.
Те же расчеты могут быть осуществлены с позиций полных затрат: 48 + 8 = 56 руб. (полная себестоимость единицы полуфабриката 2), а стоимость его покупки составит: 45 + 8 = 53 руб.
Таким образом, вариант покупки этого полуфабриката выгоднее, чем его собственное производство, так как складывается отрицательный валовый результат: 53 – 56 = –3 руб.
Расчеты по продукции А и Б проводятся аналогично. Результаты всех вычислений представлены в таблице.
Показатели | ПФ1 | ПФ2 | А | Б |
---|---|---|---|---|
Полные затраты: | 83 | 56 | 68 | 141 |
Цена покупки (или цена продажи) | 80 | 45 | 55 | 126 |
Релевантные затраты | 63 | 48 | 45 | 96 |
Валовый результат  | 17 | -3 | 10 | 30 |
Управленческое решение 1 | Производить | Покупать | Производить | Производить |
Стоимость покупки (продажи) с учетом постоянных затрат  | 100 | 53 | 78 | 171 |
Валовый результат | 17 | -3 | 10 | 30 |
Управленческое решение 2 | Производить | Покупать | Производить | Производить |
Общий вывод такой: если при оценке альтернатив складывается положительная величина маржинального дохода, то выгоднее производить, если эта величина отрицательная – выгоднее покупать, например, полуфабрикаты. По основной продукции в этом случае может возникнуть потребность в оценке целесообразности ее дальнейшего производства.
Влияние лимитирующих факторов на структуру производства | Решение о ликвидации неприбыльного сегмента деятельности |