Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Запрос котировок

Способ запроса котировок используется для приобретения стандартных (серийных) товаров, работ и услуг, для которых существует сложившийся рынок. В мировой закупочной практике запрос котировок называется также “shopping”, “закупка с полки”, “запрос прайс-листов”.

Таким образом, речь идет о приобретении продукции, которая производится для открытой продажи, а не по специальному заказу покупателя. К этой категории могут относиться, например: компьютеры, канцелярские товары, горюче-смазочные материалы, услуги по аренде помещений и заказу билетов, некоторые виды строительных работ и т. д.

Так как при запросе котировок речь идет о закупках серийной продукции, имеющейся в наличии, на рынке, как правило, представлено большое количество поставщиков, ее предлагающих. Поэтому котировки запрашиваются не менее чем у трех компаний. Выбор поставщика должен осуществляется только на основании сравнения цен. Иногда некоторые специалисты по закупкам пытаются учитывать иные параметры - условия доставки, дополнительные услуги и т. п. Однако, это является методической ошибкой: для подобных случаев предусматриваются иные способы, в первую очередь - запрос предложений.

Основным достоинством способа запроса котировок является его оперативность - всю процедуру закупок в идеале можно провести за одни день. Как правило, в результате запроса котировок удается достигнуть незначительного уровня экономии средств заказчика.

При запросе котировок заказчик, проведя исследование рынка, определяет перечень поставщиков, предлагающих интересующую его продукцию. Затем поставщикам рассылается запрос котировочной цены (см. Пример 2.1.).

Пример 2.1. Форма запроса котировочной цены

Как показывает практика, запрос должен рассылаться адресно, конкретному специалисту, отвечающему за продажи данной продукции или руководителю организации- поставщика (см. Пример 2.2.). В противном случае, поступив к секретарю, предложение представить ценовую котировку часто просто теряется или игнорируется, приравниваясь к рекламе. Желательно контролировать его прохождение (принятие или отклонение), например, сделав контрольный телефонный звонок.

Каждому поставщику разрешается давать только одну ценовую котировку и не разрешается изменять свою котировку. Переговоры между заказчиком и поставщиком при запросе котировок не проводятся.

Иногда поставщику также направляется форма, в которой он должен подавать свою котировочную заявку. Использование стандартной формы целесообразно в первую очередь, когда одним запросом закупается большой ассортимент продукции, так как поданные в едином виде заявки в этом случае удобнее сопоставлять.

Пример 2.3. Форма котировочной заявки

Правда к объединению в одну котировку широкого ассортимента продукции надо подходить осторожно – не у каждого поставщика бывает одновременно в наличии все предполагаемое к закупке, а сравнивать можно только эквивалентные предложения. Т.е. если запрашивается единая котировка на 15 разных продуктов, то заказчик должен получить25 и сравнить не менее трех заявок, в которых присутствуют все 15 позиций. И уж тем более, в одном запросе котировок нельзя закупать продукцию разных ассортиментных групп, например, картриджи для принтеров и электрочайники.

Злоупотреблять формализацией также не стоит – некоторые весьма выгодные поставщики, могут не захотеть «возится» с заполнением форм. Хотя самому заказчику со стандартными формами работать гораздо проще (см. Пример 2.3.).

Еще один важный момент проведения запроса котировок - сопоставимость заявок. Иногда при запросе котировок запрашивают не конкретную модель (артикул, марку и т. п.), а перечень требуемых заказчику технических характеристик, как это делается при проведении конкурсов. Бывает, что это действительно оправдано, но чаще у заказчика могут возникнуть сложности с сопоставлением заявок, так как выбирать нужно лучшее по цене.

При использовании стандартной формы, обязательность предоставления информации в таком виде должна быть четко прописано в запросе котировочной цены. Для определения победителя заказчик обычно создает котировочную комиссию26, которая оценивает предложения поставщиков с точки зрения соответствия их требованиям, изложенным в запросе котировок.

Победителем признается поставщик, предложивший самую низкую котировку, отвечающую требованиям заказчика. Ему направляется уведомление о признании котировочной заявки выигравшей. Остальные претендентам извещаются об отклонении их заявок. Так как в ходе запроса котировок закупается серийная продукция, процесс оценки котировочных заявок не должен затягиваться. Обычно он, с учетом всех согласований, не выходит за рамки 3-5 дней.

Для документирования закупки, заказчик оформляет протокол запроса котировок, к которому прилагаются все котировочные заявки.

Запрос котировок чаще всего используется при приобретении серийной продукции, предложение которой на рынке уже устоялось, при относительно небольших объемах закупок, так как при крупных закупках эффективность процедуры запроса котировок снижается. Поэтому обычно устанавливается пороговое значение, выше которого закупка даже стандартной продукции «с полки», должна проводится уже на открытом конкурсе. Многие специалисты, ответственные за закупки, очень не любят проводить конкурсы, поэтому в нормативном документе заказчика, регламентирующем закупки, должна быть прямо прописана недопустимость разбиения их на отдельные договора (запросы котировок), с целью избежать проведения конкурса.

Как уже говорилось выше, основным способом конкурентных закупок является конкурс. Возникает вопрос: на основании чего мы принимаем решение о выборе между конкурсом и запросом котировок?

Первый критерий мы уже определили: приобретается стандартная продукция. Второй – ценовой. В государственных закупках используется привязка к МРОТ (минимальному размеру оплаты труда). Однако как правильно оценить этот порог? Почему не 2000 МРОТ или не 3000? Насколько эта граница универсальна? Попробуем рассчитать, ниже какой суммы конкурсная процедура утрачивает свою эффективность (см. Пример 2.4.).

Пример 2.4. Определение верхнего порога использования запроса котировок

Исходные предположения:

  • за счет проведения запроса котировок средняя экономия средств составляет 5 %;
  • за счет проведения конкурса экономия средств составляет 10%;
  • среднее число рабочих дней в месяц - 21, продолжительность рабочего дня - 8 часов;
  • заработная плата сотрудника (специалиста по закупкам, эксперта, члена конкурсной комиссии и т. д. (включая все расходы на обеспечение его деятельности, от аренды помещений, до расходных материалов) составляет 15 тыс. рублей в месяц;
  • время на подготовку конкурсной документации, поиск участников конкурса, подготовку экспертного заключения и рабочих материалов – 3 недели (15 рабочих дней, 120 часов)
  • конкурсная комиссия состоит из 5 человек, длительность заседания – 1 час, для проведения конкурса требуется 3 заседания (утверждение конкурсной документации, вскрытие заявок, определение победителя). В заседании принимает участие специалист по закупкам
  • к оценке конкурсных заявок привлекается 1 эксперт. Его работа занимает 2 рабочих дня (16 часов)

Формула определения нижнего порога запроса котировок:

$$P=\sum^{n}_{i=1} {\frac{Z_iT_i}{W_i}\cdot\frac{100}{K-S}}$$

где

%%С%% – верхний порог использования запроса котировок

%%n%% – количество специалистов заказчика, задействованных в закупке

%%Z_i%% – расходы на работу i-го специалиста27 (в месяц)

%%Т_i%% – количество часов, потраченных i-тым специалистом на закупку

%%W_i%% – количество рабочих часов у i-го специалиста в месяце (в среднем - 168) K – средняя экономия от проведения конкурса (%, в среднем - 10)

%%S%% – средняя экономия от закупки запросом котировок (%, в среднем - 5)

Если подставить исходные данные из нашего допущения:

Время затраченное на закупку (человек/часов) = 120 (закупщик) + 18 (комиссия) + 16 (эксперт) = 154

Стоимость человек/часа = 90 рублей

Расходы включают – зарплату, налоги и иные отчисления, арендную плату, амортизацию используемого специалистом оборудования и т. д.

$$P =154\cdot90\cdot\frac{100}{10-5}= 277200$$

Таким образом, при вышеприведенных допущениях, закупка на сумму меньшую 277200 рублей при использовании конкурса становится не выгодной.

Разумеется, данный расчет носит оценочный характер и должен корректироваться в зависимости от ситуации у конкретного заказчика.

Логично предположить, что существует и нижний порог, достигая которого становится не выгодным использование и способа запроса котировок. И это действительно так! Если руководствоваться вышеизложенными предположениями, он составит 1800 рублей.

Среди нарушений процедур запроса котировок чаще всего встречаются:

  • неверный выбор участников запроса: вместо лучших по цене и качеству недобросовестный закупщик может включить двух с высокими ценами и одного, «своего» со средними. На основании такого «запроса котировок» выбирается предложение, лучшее из трех, но далеко не лучшее на рынке;
  • неверная база для сравнения: при запросе котировок следует сравнивать продукцию одинаковую по качеству и рабочим показателям, выбирая самую дешевую. Однако некоторые закупщики выбирают не по цене, а по совокупности показателей, что правильно для конкурса, но некорректно для запроса котировок;
  • иногда результаты подтасовываются: в комплект документации по запросу котировок включаются фиктивные или устаревшие котировочные заявки, для того чтобы на их фоне закупить у «нужного» поставщика. Это также иногда делается в случаях, когда организатор закупок не может привлечь достаточного числа заявок.
Описание некоторых видов конкурсовЗапрос предложений