При крупных закупках лучшие предложения обычно удается получить, проведя открытый конкурс - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Контракт заключается с победителем конкурса – участником, подавшим предложение (конкурсную заявку), соответствующее требованиям конкурсной документации и содержащее наилучшие условия.
Поэтому в закупочной практике этот способ всегда рассматривается в качестве основного. Однако процедура открытого конкурса весьма длительна (не менее месяца) и ресурсоемка (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).
Поэтому в ряде случаев эффективными оказываются иные способы закупок. В зависимости от предмета и целей закупки используются:
Все способы закупок условно можно разделить на две категории - конкурентные (проведения конкурсов, запросов котировок и т. п.) и неконкурентные (прямая закупка у поставщика) (см. рис. 2.1.).
Конкурсы подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. В открытых конкурсах могут участвовать любые правомочные поставщики.
Если число поставщиков продукции ограничено, или же речь идет о сложном проекте, выполнить который может только высококвалифицированный поставщик, проводятся закрытые конкурсы, в которых участвуют только компании, специально приглашенные организатором конкурса. Закрытые конкурсы также проводятся при закупках продукции, связанных с обеспечением безопасности.
Открытые и закрытые конкурсы могут быть двухэтапными. Эта процедура обычно используется в случаях, когда заказчику затруднительно четко сформулировать требования к предмету конкурса, а также когда он считает целесообразным изучить возможности и варианты решения проблемы потенциальными поставщиками. Такой подход позволяет заказчику ознакомиться с возможностями поставщиков и, оценив их (существующие на рынке методики, технологии и т. п.), формулировать свои окончательные требования.
При проведении двухэтапного конкурса участники на первом этапе подают свои предложения без указания цены. Изучив предложения, организатор конкурса может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники подают конкурсные заявки, подготовленные с учетом изменений в конкурсной документации, указывая в них также цены.
Селективный конкурс является своеобразным компромиссом между открытым из закрытым. Подать заявку на участие в нем может любой поставщик, однако до участия в конкурсе допускаются лишь претенденты, выбранные заказчиком.
При относительно небольших объемах закупок серийной продукции используется способ запроса ценовых котировок, в ходе которого, после запроса цены на одну и ту же продукцию у разных поставщиков, выбирается самое дешевое предложение. Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков, причем сравниваться должна однотипная продукция. Каждый участник подобных закупок может предложить только одну ценовую котировку.
При этом закупка может проводиться даже в случае, когда после запроса установлено, что лишь один поставщик способен выполнить заказ – в этом случае, а также при закупках у естественных монополий и в чрезвычайных ситуациях проводится закупка у единственного источника.
Запрос предложений и конкурентные переговоры чаще всего используются при закупке консультационных услуг и, по своей сути, представляют собой формализованные процедуры переговоров на базе требований заказчика и предложений поставщиков, подготовленных на их основе.
Что касается аукционов, то изначально они использовались для продажи, в основном продукции и ценностей, а также ограниченных в числе ресурсов (квоты, лицензии и т. п.).
Однако, эта процедура вполне применима и для закупок – в этом случае используется «аукцион наоборот» или редукцион, на котором продавцы торгуются, кто готов уступить свой товар заказчику на более хороших для него условиях.
Таким образом, каждый из вышеперечисленных способов закупок может помочь сделать близкий к оптимальному для данных условий выбор контрагента, и при этом имеет как достоинства, так и недостатки (см. Таблицу 2.1)
Способ закупки | Средние сроки проведения | Стоимость проведения | Преимущества | Недостатки | Эффективность для заказчика |
Открытый конкурс | 1,5 – 2 месяца | высокая | Привлечение большого числа конкурентных предложений и как следствие – достижение цены ниже среднерыночной. | Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов (подготовка тендерной документации, оценка предложений и т. д.) и расходов. | высокая |
Закрытый конкурс | 1,5 месяца | средняя | Привлечение предложений только от проверенных поставщиков. Достижение относительно низкой цены. | Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов.Ограничение числа участников не вседа позволяет достигнуть оптимальной цены. | выше средней |
Селективный конкурс | 2 месяца | средняя | Привлечение предложений только от квалифицированных поставщиков. Достижение относительно низкой цены.Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов. | высокая | |
Двухэтапный конкурс | 2-3 месяца | высокая | Привлечение большого числа конкурентных предложений. Возможность уточнения требований к закупаемой продукции в ходе проведения торгов. | Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов. | высокая |
Конкурентные переговоры | 1-2 недели | низкая | Возможность учета всех пожеланий покупателя и уточнения предложений. | Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной. | средняя |
Запрос предложений | 1-2 недели | низкая | Возможность учета всех пожеланий покупателя и уточнения предложений. | Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной. | высокая |
Запрос котировок | 1-7 дней | низкая | Относительно быстрая процедура, не требующая особых затрат на ее организацию и проведение | Цена обычно выше, чем получаемая в результате торгов. | средняя |
Единственный источник | 1-7 дней | очень низкая | Быстрая процедура | Цена нередко диктуется поставщиком | низкая |
Редукцион | 1-7 дней | низкая | Достижение цены ниже рыночной | Основным критерием выбора победителя является цена предложения. | очень высокая |
Следует отметить, что в некоторых случаях, для снижения рисков покупателя, связанных с закупками неизвестных продуктов или работой с неизвестным поставщиком, целесообразно также разместить пробный заказ или потребовать предоставление образца продукта. Однако, даже при удачном выполнении пробного заказа, существует проблема масштабируемости - поставщик, способный выполнить небольшой заказ может не обладать необходимыми ресурсами и опытом для реализации крупного контракта.
Резюмируя, можно сказать, что выбор способа закупки в первую очередь зависит в первую очередь от:
Основные способы конкурентных закупок | Открытый конкурс |