Чаще всего закупка из единственного источника (или прямое заключение контракта) используется в случаях:
Из одного источника целесообразно также закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор контрагентов могут быть несопоставимо большими, нежели цена приобретаемой продукции (работ, услуг).
Поэтому следует установить ценовой порог “снизу”, ниже которого даже серийная продукция закупается также из одного источника
Исходные предположения:
Час рабочего времени специалиста стоит: %%15000 / (21*8) = 15000 / 168 = 90%% рублей
Таким образом, стоимость проведения запроса котировок - не менее 90 рублей. Проведение запроса котировок выгодно, если затраты на него ниже получаемой экономии, т.е. 5% от цены закупаемой продукции. Следовательно, при закупках на суммы меньшие 1800 рублей (100%) проведение запроса котировок приносит компании дополнительные убытки, даже если формально существует экономия средств.
Формула определения нижнего порога запроса котировок:
$$P=\sum^{n}_{i=1} {\frac{Z_iT_i}{W_i}\cdot\frac{100}{S}}$$
где
%%P%% – нижний порог использования запроса котировок
%%n%% – количество специалистов заказчика, задействованных в закупке
%%Z_i%% – расходы на работу i-го специалиста (в месяц)
%%Т_i%% – количество часов, потраченных i-тым специалистом на закупку
%%W_i%% – количество рабочих часов у i-го специалиста в месяце (в среднем - 168) S – средняя экономия от закупки запросом котировок (%, в среднем - 5)
Таким образом, при закупках на сумму меньшую 1800 рублей использование конкурентных процедур не выгодно.
Как и расчет верхнего порога запроса котировок, данный расчет носит оценочный характер и должен корректироваться в зависимости от ситуации у конкретного заказчика.
При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком. Стоит отметить, что закупка у конкретного поставщика не означает, что заказчик автоматически принимает все его условия – в ходе переговоров, предшествующих заключению договора, вполне можно выторговать себе скидки и дополнительные услуги. Особенно, когда на рынке можно найти товары-заменители – иную продукцию, способную удовлетворить нужду заказчика. Например, если нужда – необходимость доставки груза в отдаленный пункт, в который совершают рейсы самолеты только одной авиакомпании, то можно либо выбрать ее в качестве единственного источника, либо рассмотреть варианты заказа чартерного рейса или доставки наземным или иным транспортом.
Запрос предложений | Проверка знаний: Основные способы конкурентных закупок |