Чаще всего закупка из единственного источника (или прямое заключение контракта) используется в случаях:
Из одного источника целесообразно также закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор контрагентов могут быть несопоставимо большими, нежели цена приобретаемой продукции (работ, услуг).
Поэтому следует установить ценовой порог “снизу”, ниже которого даже серийная продукция закупается также из одного источника
Пример 2.7. Определение нижнего порога использования запроса котировок
Исходные предположения:
Час рабочего времени специалиста стоит: %%15000 / (21*8) = 15000 / 168 = 90%% рублей
Таким образом, стоимость проведения запроса котировок - не менее 90 рублей. Проведение запроса котировок выгодно, если затраты на него ниже получаемой экономии, т.е. 5% от цены закупаемой продукции. Следовательно, при закупках на суммы меньшие 1800 рублей (100%) проведение запроса котировок приносит компании дополнительные убытки, даже если формально существует экономия средств.
Формула определения нижнего порога запроса котировок:
$$P=\sum^{n}_{i=1} {\frac{Z_iT_i}{W_i}\cdot\frac{100}{S}}$$
где
%%P%% – нижний порог использования запроса котировок
%%n%% – количество специалистов заказчика, задействованных в закупке
%%Z_i%% – расходы на работу i-го специалиста (в месяц)
%%Т_i%% – количество часов, потраченных i-тым специалистом на закупку
%%W_i%% – количество рабочих часов у i-го специалиста в месяце (в среднем - 168) S – средняя экономия от закупки запросом котировок (%, в среднем - 5)
Таким образом, при закупках на сумму меньшую 1800 рублей использование конкурентных процедур не выгодно.
Как и расчет верхнего порога запроса котировок, данный расчет носит оценочный характер и должен корректироваться в зависимости от ситуации у конкретного заказчика.
При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком. Стоит отметить, что закупка у конкретного поставщика не означает, что заказчик автоматически принимает все его условия – в ходе переговоров, предшествующих заключению договора, вполне можно выторговать себе скидки и дополнительные услуги. Особенно, когда на рынке можно найти товары-заменители – иную продукцию, способную удовлетворить нужду заказчика. Например, если нужда – необходимость доставки груза в отдаленный пункт, в который совершают рейсы самолеты только одной авиакомпании, то можно либо выбрать ее в качестве единственного источника, либо рассмотреть варианты заказа чартерного рейса или доставки наземным или иным транспортом.
Запрос предложений | Проверка знаний: Основные способы конкурентных закупок |