Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Закупка из единственного источника

Чаще всего закупка из единственного источника (или прямое заключение контракта) используется в случаях:

  • отсутствия конкуренции, когда требуемый заказчику продукт предоставляется только одним поставщиком, или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, и равноценная замена отсутствует;
  • продления ранее заключенного контракта, если подобная возможность в нем изначально предусматривалась, и продолжение сотрудничества с данным поставщиком по-прежнему целесообразно;
  • дополнительных закупок у первоначального поставщика, обусловленных стандартизацией оборудования или запчастей, совместимых с ранее приобретенным оборудованием, при условиях не превышения общей цены дополнительной закупки стоимости основной. При этом учитывается эффективность первоначальных закупок и отсутствие альтернативных вариантов.
  • если подрядчик, ответственный за обеспечение процесса проектирования, нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах, например, при ликвидации последствий стихийных бедствий. Недобросовестное отношение сотрудников заказчика к своим обязанностям, в результате которых закупка не была осуществлена в срок на конкурентной основе, основанием для закупки из единственного источника являться не должно;
  • если при проведении закупки конкурентным методом приемлемых предложений не поступило.

Из одного источника целесообразно также закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор контрагентов могут быть несопоставимо большими, нежели цена приобретаемой продукции (работ, услуг).

Поэтому следует установить ценовой порог “снизу”, ниже которого даже серийная продукция закупается также из одного источника

Пример 2.7. Определение нижнего порога использования запроса котировок

Исходные предположения:

  • за счет проведения запроса котировок средняя экономия средств составляет 5 %;
  • среднее число рабочих дней в месяц - 21, продолжительность рабочего дня - 8 часов;
  • заработная плата специалиста по закупкам (включая все расходы на обеспечение его деятельности) составляет 15 тыс. рублей в месяц;
  • на сбор предложений от трех поставщиков уходит 1 час рабочего времени. Расчет33:

Час рабочего времени специалиста стоит: %%15000 / (21*8) = 15000 / 168 = 90%% рублей

Таким образом, стоимость проведения запроса котировок - не менее 90 рублей. Проведение запроса котировок выгодно, если затраты на него ниже получаемой экономии, т.е. 5% от цены закупаемой продукции. Следовательно, при закупках на суммы меньшие 1800 рублей (100%) проведение запроса котировок приносит компании дополнительные убытки, даже если формально существует экономия средств.

Формула определения нижнего порога запроса котировок:

$$P=\sum^{n}_{i=1} {\frac{Z_iT_i}{W_i}\cdot\frac{100}{S}}$$

где

%%P%% – нижний порог использования запроса котировок

%%n%% – количество специалистов заказчика, задействованных в закупке

%%Z_i%% – расходы на работу i-го специалиста (в месяц)

%%Т_i%% – количество часов, потраченных i-тым специалистом на закупку

%%W_i%% – количество рабочих часов у i-го специалиста в месяце (в среднем - 168) S – средняя экономия от закупки запросом котировок (%, в среднем - 5)

Таким образом, при закупках на сумму меньшую 1800 рублей использование конкурентных процедур не выгодно.

Как и расчет верхнего порога запроса котировок, данный расчет носит оценочный характер и должен корректироваться в зависимости от ситуации у конкретного заказчика.

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком. Стоит отметить, что закупка у конкретного поставщика не означает, что заказчик автоматически принимает все его условия – в ходе переговоров, предшествующих заключению договора, вполне можно выторговать себе скидки и дополнительные услуги. Особенно, когда на рынке можно найти товары-заменители – иную продукцию, способную удовлетворить нужду заказчика. Например, если нужда – необходимость доставки груза в отдаленный пункт, в который совершают рейсы самолеты только одной авиакомпании, то можно либо выбрать ее в качестве единственного источника, либо рассмотреть варианты заказа чартерного рейса или доставки наземным или иным транспортом.

Запрос предложенийПроверка знаний: Основные способы конкурентных закупок