Рано или поздно встает вопрос: чего мы достигаем, используя конкурсы и конкурентные способы закупок? Может быть, положительного эффекта от них не так уж и много?
Существуют различные подходы к оценке эффективности закупок. Чаще всего они базируются на сравнении полученной итоговой цены с:
В каждом из этих вариантов есть свои сложности:
Но даже если удается сделать достаточно обоснованные расчеты, чаще всего забывают о “маленьком” нюансе - правильном учете затрат на организацию закупки (см. пример 1.5).
Рассмотрим для примера компанию “Флаг энд Манн”, закупающую продукцию на суммы до 500 тыс. рублей методом запроса котировок. Решения о закупках принимаются на заседании конкурсной комиссии, в составе Заместителя генерального директора (Председатель комиссии) и 4 членов комиссии (заместители Начальников департаментов).
Итак, перед Отделом закупок поставлена задача: купить новый автомобиль марки “ХZ-12” (стоимость в автосалонах от 300 до 350 тыс. рублей). На изучение рынка и отбор потенциальных контрагентов Ведущий специалист Отдела закупок В. И. Закупайло потратил 5 часов. Еще сутки (8 часов) ушли на подготовку конкурсной документации.
Начальник отдела Г. Д. Тормозилов очень быстро утвердил результаты, потратив на рассмотрение документов и беседу с сотрудником всего час. И на очередном еженедельном заседании Конкурсной комиссии этот вопрос был рассмотрен за 30 минут и утвержден поставщик, предложивший всего 310 тыс. рублей, что ниже среднерыночной в 325 тыс. руб. на 10 тыс.!
На заключение договора с поставщиком, который подписал заместитель Генерального директора, ушло в общей сложности пара часов...
Что ж, можно рапортовать о замечательных результатах?
Можно и рапортовать, но тут и возникает тот самый маленький нюанс, практически никогда не учитываемый. Дело в том, что зарплата Закупайло - 15 тыс. руб. в месяц, Тормозилова - 21 тыс. руб., заместителя Начальника департамента - 27 тыс. руб., а заместителя Генерального директора - 30 тыс. руб.
Давайте оценим затраты на осуществление закупки (зарплатная часть). Из расчета 22 рабочих дня в месяц по 8 часов, в месяц - 176 часов, получаем что час работы:
В итоге расходы на оплату задействованных специалистов составляют:
%%16*85 + 120 + 0.5 (170+4*150) + 200 = 2065 %% руб.
Добавим к этому расходы организации на обеспечение работы специалистов (аренда помещений плата, амортизация офисной техники и т. д.) – порядка 2000 руб.
Таким образом, стоимость проведения закупки - не менее 4 тысяч рублей. Конечно же, в итоге мы все равно имеем неплохой результат – с учетом наших расходов мы получили машину за 314 тысяч. Но если бы разброс цен у поставщиков был меньше, весьма вероятно, что, проведя такую «конкурсную» закупку, заказчик потерял больше, чем сумел получить.
А если учесть возможную упущенную выгоду организации, которую она не получила, так как сотрудники были заняты проведением конкурса, а не иной деятельностью...
Что ж - есть повод для размышлений!
Таким образом, вне зависимости от того, как мы определяем эффективность закупок, вместо ценовой характеристики закупки “стоимость контракта” мы должны использовать “стоимость контракта + затраты на его заключение + упущенная выгода”.
Регламентирование закупок | Классификаторы закупаемых товаров, работ и услуг |