Для организации, проводящей большое количество закупок, и, безусловно, для государства, необходимо унифицировать категории проводимых закупок. Это важно, в первую очередь, с точки зрения работы с информацией, причем как для заказчика, так и поставщика.
Классификатор содержит перечень всей номенклатуры закупаемой продукции, поэтому заказчику значительно облегчается задачи планирования, учета и контроля над проводимыми закупками, формирования лотов и проведения объединенных конкурсов.
Для поставщика проще получить информацию о закупках. Вместо просмотра всех извещений, благодаря классификатору достаточно работать только с объявлениями из интересующего раздела. Классификатор необходим и для организации систем электронных закупок и информационных баз.
В настоящее время для целей закупок предлагается несколько вариантов классификаторов разных разработчиков, предлагающих разный уровень детализации, однако официального классификатора для целей закупок пока не принято.
Среди подходов к созданию классификаторов наиболее часто встречаются два. Первый заключается в разработке полного классификатора, продумав его структуру, определив глубину и составные элементы, после чего в ходе использования он корректируется.
Идея второго в создании “скелета”, который сразу внедряется в работу, по мере необходимости “обрастая мясом” - пополняясь и углубляясь по мере необходимости.
Можно также воспользоваться одним из уже существующих, адаптируя и развивая его под свои нужды (см. пример 1.6). Основные российские классификаторы: ОКП, ОКВЭД, ЕКПС.
Пример 1.6. Одноуровневый классификатор (используется в бюллетене “Конкурсные торги”)
| 10 | Горюче-смазочные материалы |
| 20 | Продукты химического производства, резина, пластики, пластмассы и изделия из них |
| 30 | Медикаменты, медицинские материалы, оборудование, инструмент |
| 40 | Сельское хозяйство |
| 50 | Пищевые продукты, напитки, табачные изделия |
| 60 | Древесина и продукция деревообработки |
| 70 | Бумага, картон, печатная и издательская деятельность |
| 80 | Мебель |
| 90 | Текстиль, текстильные изделия, одежда, обувь, головные уборы, изделия из кожи и ее заменителей, меха |
| 100 | Металлы и продукция металлообработки |
| 110 | Оборудование, машины, механизмы и механические приспособления |
| 120 | Электрические машины, оборудование, материалы |
| 130 | Электронное, оптическое и радиооборудование. Аппаратура для записи и воспроизведения изображения и звука |
| 140 | Компьютерное, офисное оборудование, телекоммуникации, информационные технологии |
| 150 | Средства наземного, воздушного и водного транспорта. Услуги транспорта и связи |
| 160 | Разные промышленные и потребительские товары |
| 170 | Услуги в непроизводственной сфере |
| 180 | Услуги в производственной сфере, не вошедшие в другие разделы |
| 190 | Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
| 200 | Строительные услуги |
| 210 | Строительные материалы |
Создавая (выбирая) классификатор, важно правильно выбрать глубину детализации, так как излишне подробный классификатор будет только осложнять работу, а недостаточно подробный – ничем ее не облегчит и останется формальным.
Наиболее удобно работать с классификаторами, содержащими до 3-4 уровней.
| Оценка эффективности конкурентных закупок | Проверка знаний: Организация и регламент системы закупок |