Стилевые решения, композиция и текст рекламного обращения
Как уже говорилось выше, один и тот же товар можно продвигать, используя разные мотивы. С другой стороны, один и тот же мотив можно реализовать с использованием различных рекламоносителей (листовки, видеоролики, рекламные щиты, надписи на бортах транспорта). Форма рекламного обращения должна в максимальной степени способствовать достижению рекламных целей коммуникатора. Для этого она должна быть наиболее понятной и приемлемой для целевой аудитории, а также должна полностью реализовать рекламное обращение. При выборе формы рекламного обращения необходимо учитывать тон и стиль обращения.
Тон рекламного обращения может быть жестким и сухим, когда надо «растормошить»
потребителя, помочь ему осознать остроту проблемы; может быть мягким и доверительным;
может быть юмористическим или саркастическим и т.д. Стиль обращения также определяется целями рекламной кампании, видом рекламоносителя, характеристиками рекламируемого товара и целевой аудитории. Это во многом будет зависеть от выбора стилевого решения рекламного обращения.
Вот некоторые варианты стилевых решений.
- Рекламное обращение содержит только название фирмы, иногда и слоган. Такие
послания используются в презентационной, напоминающей рекламе или имиджевой
рекламе. Например, сеть магазинов отделочных материалов «Флагман», одна из крупнейших в Саратове, часто демонстрирует в газетах и журналах такую рекламу. В левом верхнем углу модуля располагается логотип фирмы (напоминающий плавник акулы, рассекающей водную гладь), в центре крупными фиолетовыми буквами (фиолетовый цвет – цвет эгоцентризма) надпись «ТОЛЬКО ЛУЧШЕЕ», в правом нижнем углу адреса магазинов, входящих в сеть. И больше ничего – все и так ясно!
- Сообщение о конкретном событии, при этом рекламное обращение представляет
простое объявление.
- «Зарисовка с натуры». Пресловутые ролики с Леней Голубковым использовали как
раз такое стилевое решение. Многие фирмы продолжают его использовать и сейчас. Нам
показывают всю семью, которая сидит за столом и пьет чай «Беседа» и т.д.
- Создание фантазийной, экзотической, романтической обстановки. Например,
реклама шоколадных батончиков «Баунти», дезодоранта Fa.
- Создание образа, персонифицирующего рекламируемый товар. Например, печенье
«Бартонс» рекламировал актер Ливанов в образе Шерлока Холмса, чай «Восточный купец»
– Семен Фарада.
- Консультация специалиста, ученого. Например, показывают зубоврачебный кабинет,
где врач рекламирует зубную пасту «Комет» или «Лесной бальзам». Визажисты из Голливуда
рекламируют косметику Max Factor и т.д.
- Композиции на исторические темы или темы национальной культуры. Пожалуй,
здесь самый известный цикл «Всемирная история», продвигаемый в свое время банком
«Империал». Хотелось бы отметить и работу Юрия Грымова, который оживил «самые раскрученные в России картины и стихи». О своей будущей судьбе размышлял «Витязь на распутье» Васнецова, неистово крестилась суриковская «Боярыня Морозова», свой тяжкий путь
продолжали «Бурлаки на Волге»... Каждый ролик заканчивался неизменной фразой «Всмотритесь в Россию», которую произносил закадровым голосом великолепный Алексей Баталов.
- Мюзикл с применением приемов анимации. Применение такого стилевого решения
началось в России с рекламы шоколада Fruits and Nuts и жевательной резинки Love is... Впоследствии российская компания продвигала «Майский чай» с использованием приемов и
мюзикла, и анимации.
- Демонстрация эффекта рекламируемого товара по принципу «До и после применения». Чаще всего данное стилевое решение используют при рекламе стирального порошка;
крема, разглаживающего морщины; шампуня против перхоти; лекарств и т.д.
- Сравнительная реклама. Во многих странах этот вид рекламы запрещен, указание
на недостатки конкурентов осуждается Международным кодексом рекламной практики. В
то же время данное стилевое решение используется для подчеркивания уникальных свойств
рекламируемого товара. Например, стиральный порошок «Ариэль» сравнивают с просто
«Стиральным порошком».
Если в качестве рекламного обращения выбрано простое объявление, то необходимо
поговорить о его композиции, а также о написании рекламного текста. Вспомним, какова
природа рекламного воздействия? Независимо от жанровой принадлежности в любом рекламном сообщении может быть выделено три плана:
- вербальный – текст;
- визуальный – изображение;
- акустический – звучание.
Текст, например, может быть «изображенным» (с помощью букв, шрифта, знаков препинания и цвета) или «звучащим» (как с помощью голоса, его тембра и интонации, так и благодаря внутреннему проговариванию). Звук, в свою очередь, способен «визуализоваться».
Наличие трех структурно различаемых компонентов в рекламном сообщении означает, что
каждый из них вносит что-то свое в целое, не дублируя другие составляющие и не оставляя
смысловых «пустот» в сообщении, которое должно представлять собой смысловое и структурное единство. Традиционно в вербальной составляющей рекламного обращения выделяют пять основных частей:
- заголовок;
- зачин;
- основной рекламный текст;
- справочные сведения;
- эхо-фраза.