Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Выстраивание пирамиды идей

Давно известно, что все, что человек видит вокруг себя, он непроизвольно группирует по каким-либо признакам, будь то схожие характеристики или месторасположение. Возьмем, к примеру, эти шесть точек:

Глядя на рисунок, вы ясно видите две группы точек, по три в каждой. Это обусловлено тем, что расстояния между одними точками меньше, чем между другими. Умение выстраивать логические цепочки имеет большое значение. Для демонстрации этого ниже приведены несколько пар не связанных друг с другом слов. Прочитайте их внимательно:

озеро сахар
ботинок тарелка
девушка кенгуру
карандаш бензин
дворец велосипед
железная дорога слон
книга зубная паста

А теперь попробуйте связать между собой слова каждой группы, придумав к ним определенную ситуацию: например, сахар, растворившийся в озере, или ботинок, стоящий на тарелке. Затем закройте слова правого столбца и постарайтесь вспомнить их, читая слова левого столбца. Большинство людей может проделать это без особых затруднений. Такой же процесс структурирования данных происходит, когда вы слушаете или читаете что-либо. Вы воспринимаете поток информации как одно целое и потому стремитесь установить логические связи. Эти связи всегда образуют своего рода пирамиду, потому что только так человек может:

  • осознанно остановиться на магическом числе семь;
  • установить логику.

Магическое число семь

Количество идей, которые вы можете запомнить за один раз, ограниченно.

Допустим, вы решили выйти из дома, чтобы купить что-нибудь почитать. Вы говорите жене:

— Пойду куплю журнал. Тебе что-нибудь надо в магазине?
— Ужасно хочется винограда, — говорит она, пока вы идете к шкафу, чтобы взять пальто. — Да, и купи еще молока.
Вы достаете из шкафа пальто, а она идет на кухню.
— Подожди, я еще посмотрю, достаточно ли у нас картошки. Ой, и картошки тоже нет.
Вы надеваете пальто и направляетесь к двери.
— Купи еще морковки, — кричит она вслед, — и пару апельсинов! Вы открываете дверь и слышите:
— И масла!
Вы спускаетесь по лестнице, и до вас доносится:
— Яблок!
Вы садитесь в машину.
— Сметаны!
— Это все?
— Да, спасибо, дорогой!

Теперь, не перечитывая текст заново, можете ли вы вспомнить, что вас попросили купить? Большинство мужчин возвращается домой с журналом и виноградом. Почему? Просто вы столкнулись с магическим числом семь.

Джордж Миллер в своей статье утверждает, что человек не может удержать в кратковременной памяти более семи предметов, плюс-минус два: некоторые могут запомнить девять, а другие — только пять.

Когда человек сталкивается более чем с четырьмя или пятью предметами, то, чтобы удержать в памяти их все, он пытается разбить их на логические группы. В нашем случае вы, возможно, разделили бы продукты по отделам супермаркета, в которые вам пришлось бы зайти.

Чтобы убедиться в эффективности этого способа, прочитайте слова, приведенные ниже, и распределите их по тем категориям, которые вам приходят на ум. В итоге вы, вероятнее всего, обнаружите, что запомнили все слова.

виноград апельсины
молоко масло
картофель яблоки
морковь сметана

Если вы попробуете мысленно представить себе придуманную вами классификацию, то увидите, что создали несколько пирамидальных структур.

ВведениеЛогика во взаимосвязях