Давно известно, что все, что человек видит вокруг себя, он непроизвольно группирует по каким-либо признакам, будь то схожие характеристики или месторасположение. Возьмем, к примеру, эти шесть точек:
Глядя на рисунок, вы ясно видите две группы точек, по три в каждой. Это обусловлено тем, что расстояния между одними точками меньше, чем между другими. Умение выстраивать логические цепочки имеет большое значение. Для демонстрации этого ниже приведены несколько пар не связанных друг с другом слов. Прочитайте их внимательно:
озеро | сахар |
ботинок | тарелка |
девушка | кенгуру |
карандаш | бензин |
дворец | велосипед |
железная дорога | слон |
книга | зубная паста |
А теперь попробуйте связать между собой слова каждой группы, придумав к ним определенную ситуацию: например, сахар, растворившийся в озере, или ботинок, стоящий на тарелке. Затем закройте слова правого столбца и постарайтесь вспомнить их, читая слова левого столбца. Большинство людей может проделать это без особых затруднений. Такой же процесс структурирования данных происходит, когда вы слушаете или читаете что-либо. Вы воспринимаете поток информации как одно целое и потому стремитесь установить логические связи. Эти связи всегда образуют своего рода пирамиду, потому что только так человек может:
Количество идей, которые вы можете запомнить за один раз, ограниченно.
Допустим, вы решили выйти из дома, чтобы купить что-нибудь почитать. Вы говорите жене:
— Пойду куплю журнал. Тебе что-нибудь надо в магазине?
— Ужасно хочется винограда, — говорит она, пока вы идете к шкафу, чтобы взять пальто. — Да, и купи еще молока.
Вы достаете из шкафа пальто, а она идет на кухню.
— Подожди, я еще посмотрю, достаточно ли у нас картошки. Ой, и картошки тоже нет.
Вы надеваете пальто и направляетесь к двери.
— Купи еще морковки, — кричит она вслед, — и пару апельсинов! Вы открываете дверь и слышите:
— И масла!
Вы спускаетесь по лестнице, и до вас доносится:
— Яблок!
Вы садитесь в машину.
— Сметаны!
— Это все?
— Да, спасибо, дорогой!
Теперь, не перечитывая текст заново, можете ли вы вспомнить, что вас попросили купить? Большинство мужчин возвращается домой с журналом и виноградом. Почему? Просто вы столкнулись с магическим числом семь.
Джордж Миллер в своей статье утверждает, что человек не может удержать в кратковременной памяти более семи предметов, плюс-минус два: некоторые могут запомнить девять, а другие — только пять.
Когда человек сталкивается более чем с четырьмя или пятью предметами, то, чтобы удержать в памяти их все, он пытается разбить их на логические группы. В нашем случае вы, возможно, разделили бы продукты по отделам супермаркета, в которые вам пришлось бы зайти.
Чтобы убедиться в эффективности этого способа, прочитайте слова, приведенные ниже, и распределите их по тем категориям, которые вам приходят на ум. В итоге вы, вероятнее всего, обнаружите, что запомнили все слова.
виноград | апельсины |
молоко | масло |
картофель | яблоки |
морковь | сметана |
Если вы попробуете мысленно представить себе придуманную вами классификацию, то увидите, что создали несколько пирамидальных структур.
Введение | Логика во взаимосвязях |