Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Логика во взаимосвязях

Необходимость установления логики во взаимосвязях

Безусловно, недостаточно просто разбить предметы на группы, не установив для себя их взаимосвязи. В нашем примере смысл группировки состоял не просто в разделении восьми предметов на группы по несколько предметов в каждой, а в получении трех обобщающих категорий: молочные продукты, фрукты и овощи.

Это значит, что вместо того, чтобы запоминать все восемь предметов, вы запоминаете три категории, в которые они входят. Вы мыслите на один уровень абстракции выше, но это не значит, что вы забываете о нижележащем уровне — наоборот, обобщающая категория подразумевает его. И так как в данном примере между предметами существует прямая связь, не такая сложная, как в примере с озером и сахаром, запомнить их намного проще.

Все без исключения умственные процессы (рассуждение, запоминание, принятие решений) основываются на приемах группировки и обобщения. Поэтому можно считать, что информация, хранящаяся в голове человека, представляет собой огромную сеть взаимосвязанных пирамид. И здесь мы подходим к главной проблеме коммуникации: как совместить свою систему понятий с системой понятий собеседника.

Чтобы донести свои мысли до другого человека, вы должны убедиться, что он группирует предметы таким же образом, как и вы. В нашем примере с покупками жене следовало бы, конечно, представить мужу вначале обобщающую категорию, а затем относящиеся к ней продукты, то есть расположить идеи сверху вниз.

Расположение идей сверху вниз

Последовательность изложения крайне важна для написания понятного текста. Лучше всего, если обобщающая идея дана в самом начале, а затем идет ее аргументация или детализация.

Следует помнить, что слушатель (или читатель) может воспринимать предложения лишь в том порядке, в котором они ему приводятся. Как уже было сказано, он предполагает, что идеи, представленные вместе, логически взаимосвязаны. Если вы заранее не объясните, в чем заключается их взаимосвязь, а просто выскажете их все разом, он попытается сделать обобщения самостоятельно, и не факт, что они совпадут с вашими.

Продемонстрируем, насколько запутанной может быть любая другая последовательность, кроме последовательности «сверху вниз». Предположим, вы встретились со старым знакомым в пабе, чтобы выпить пива. Не имея определенной темы для обсуждения, он говорит:

Когда на прошлой неделе я был в Цюрихе — вы ведь знаете, насколько это консервативный город, — мы как-то собрались пообедать в ресторане, в котором столики стояли на улице. Представьте себе, за пятнадцать минут я насчитал среди прохожих пятнадцать мужчин, у которых были либо борода, либо усы.

Итак, вам преподнесли некоторую информацию. Вы, даже не осознавая того, автоматически начинаете выдвигать предположения, почему вам это рассказывают. Другими словами, вы воспринимаете начало речи собеседника как часть некоторой группы идей, которые еще не высказаны, и готовитесь к получению оставшейся информации, перестав анализировать имеющуюся. Вы ждете того, что могло бы объединить все сказанное.

В голову вам между тем приходят такие мысли:

Должно быть, он рассказывает о том, как Цюрих постепенно становится менее консервативным,

или:

«Он, наверное, собирается сравнить Цюрих с другими городами»,

или даже:

«Ему, видимо, очень нравятся бороды и усы». Не замечая вашего замешательства,

собеседник продолжает:

Вы ведь знаете, что в наших нью-йоркских офисах вы едва ли найдете хотя бы одного мужчину без коротких бак или усов.

Что вы скажете теперь? Вам кажется, что он сравнивает не все города, а лишь те, где есть представительства. И, похоже, что он говорит не только об усах и бородах, но вообще о всякого рода небритости. Вы думаете: «Возможно, ему не нравится новый стиль. А может, он собирается сравнить стили сотрудников разных офисов? Или его удивляет небритость мужчин-консультантов?» Вы бормочете что-то неопределенное в ответ и воодушевляетесь, когда продолжают:

Да, кстати, в Лондоне небритость считается нормальным явлением вот уже на протяжении доброго десятка лет.

«Ага, — думаете вы, — наконец-то я понимаю, о чем это он. Он хочет сказать, что Лондон является законодателем стиля».

Именно это вы и говорите, чтобы поддержать беседу. Очень логично, но неверно. Это абсолютно не то, что имелось в виду. На самом деле он хотел сказать:

Знаете, я нахожу ужасным то, насколько распространенной стала небритость в деловых кругах:
В Цюрихе...
В Нью-Йорке...
И, конечно, в Лондоне...

Теперь вы понимаете, насколько проще понять группу высказываний, когда вам сразу указывают рамки, в которых необходимо оценивать взаимосвязь между ними. В противном случае читатель воспринимает информацию в той последовательности, в какой она поступает. Поэтому следует заранее сообщить ему, что это за текст. Только тогда можно быть уверенным, что он знает, на что необходимо обратить внимание. Иначе он, скорее всего, увидит либо совсем другие взаимосвязи, либо, что еще хуже, не увидит их вовсе, а значит, вы оба зря потратите время.

Примером неудачного построения текста может быть приведенная ниже вводная часть к статье о равноправии в оплате труда женщин и мужчин.

Равная оплата труда женщин и мужчин может привести в будущем к более негативным последствиям, чем раньше. То есть разница в средней оплате труда женщин и мужчин может еще больше увеличиться, а не сократиться. Равная оплата труда означает равную оплату за одинаковую работу или же равную оплату за работу, имеющую одинаковую ценность (для работодателя).

Так или иначе, в результате работодатель будет вынужден либо действовать в собственных интересах, либо ущемлять интересы работников мужского пола.

В данном примере представлены пять идей, взаимосвязь между которыми непонятна даже несмотря на то, что автор начинает свой текст с вводного предложения. Попытавшись найти взаимосвязь и убедившись, что она отсутствует, вы (наверняка в раздражении) прекратили эти попытки: слишком много пришлось бы думать.

Умственные способности читателя, каков бы ни был уровень его интеллекта, все же ограничены. Частично они используются для распознавания и понимания слов, частично — для поиска взаимосвязей, оставшаяся же «часть» осмысливает значение идей.

Вы можете сэкономить время читателя, излагая мысли таким образом, чтобы на их восприятие приходилось затрачивать меньше усилий. Со стороны составителя текста невежливо располагать предложения в такой последовательности, чтобы их приходилось перечитывать по несколько раз в поисках логики. Большинство читателей просто отказываются это делать.

Итак, читатель непроизвольно запоминает текст сверху вниз. Более того, идеи, которые представлены на этой схеме, он понимает лучше. Таким образом, наиболее понятным текстом можно считать тот, который последовательно представляет информацию сверху вниз в форме пирамиды.

Выстраивание пирамиды идейПроцесс мышления «снизу вверх»