Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Урок 2. Составляющие пирамиды

Как было показано в первом уроке, для грамотного составления документа требуется выполнение ряда строгих правил. Эти правила заключаются в построении между идеями взаимосвязей, которые формируют пирамидальную структуру (взгляните снова на рис. 1), позволяющую читающему следить за ходом ваших мыслей, начиная с верхушки пирамиды и спускаясь постепенно к ее основанию.

Если вы четко представляете, что вы хотите сказать, то вам будет несложно следовать этим правилам. Однако большинство людей, принимаясь за написание текста, имеют лишь смутное представление о своих идеях (если вообще имеют).

Но это и понятно. Никто не знает точно, что он думает, пока не сформулирует свои мысли — либо высказав их вслух, либо изложив на бумаге. Кроме того, первая формулировка идеи, скорее всего, будет не такой точной, какой она окажется в конечном итоге.

Поэтому не стоит надеяться, что можно сесть и моментально выстроить пирамиду идей. Вначале необходимо их обнаружить. Именно для этого и нужна пирамида: она требует определенного набора составляющих, что ускоряет процесс обнаружения недостающих звеньев в рассуждении. К таким составляющим относятся:

  • вертикальная связь между пунктами и подпунктами;
  • горизонтальная связь внутри группы подпунктов;
  • вводная часть в повествовательной форме.

Вначале попробуем подробно объяснить суть связей, а затем в уроке 3 узнаем, как правильно их использовать для обнаружения, отбора и выстраивания идей таким образом, чтобы они были понятны — прежде всего вам как составителю текста, а затем и читателю.

Построение пирамиды идейВертикальная связь