Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Вводная часть

Как было показано выше, текст, построенный по принципу пирамиды, позволяет вести с читателем своего рода диалог. Но не стоит рассчитывать, что его заинтересует сам диалог.

Главный объект интереса читателя — утверждение, с которого начинается ваш документ.

Ранее мы уже отмечали, что в основном пишут с целью информирования. Документ будет интересен только в том случае, если в нем содержится ответ на давно интересующий читателя вопрос (либо на тот, который у него возникнет по ходу чтения). Именно вводная часть и определяет этот вопрос.

Являясь рассказом о неких событиях, она должна быть выстроена по принципам повествования. То есть сначала читатель должен узнать о времени и месте, в котором существует или существовала определенная Ситуация. Затем должно что-то произойти (определим это как Развитие Ситуации), что, в свою очередь, вызовет у читателя Вопрос, на который дается Ответ в документе.

Эта классическая схема повествования — Ситуация, Развитие Ситуации, Вопрос, Ответ — позволяет убедиться, что вы и ваш читатель находитесь в одинаковых исходных условиях, прежде чем вы поведете его сквозь лабиринт своих рассуждений.

Кроме того, эта схема позволяет вам четко определить утверждение, которое должно находиться на самом высшем уровне вашего документа, и оценить, сможете ли вы донести до читателя именно то, что хотели.

Ниже приведен пример вводной части, которую можно часто встретить в документах:

В данной служебной записке собрана информация по следующим вопросам:

1. Состав совета директоров и оптимальное количество его членов.
2. Функции совета директоров и исполнительного комитета, разграничение их обязанностей и взаимодействие.
3. Привлечение внешних членов правления к активному участию в собраниях совета директоров.
4. Принципы выбора членов совета директоров и срок их членства.
5. Разработка мер по совершенствованию работы совета директоров и исполнительного комитета.

Просим ознакомиться с данными вопросами с целью их дальнейшего обсуждения. 

Заметьте, насколько проще понять суть этой служебной записки, если она написана в форме повествования:

Новая организационная структура, принятая в октябре, закрепляет полномочия и обязанности по ведению повседневных дел двух подразделений непосредственно за менеджерами этих подразделений. Это позволяет совету директоров сосредоточиться исключительно на разработке стратегии и планировании.

Но в связи с тем, что совет директоров долгое время занимался решением текущих проблем компании, в данный момент он не может сразу оставить эти вопросы и заниматься лишь стратегическим планированием. Следовательно, совету директоров предстоит решить, какие необходимо внести изменения, чтобы приступить к исполнению новых обязанностей. На наш взгляд, совету директоров следует:
— передать обязанности по ведению текущих дел исполнительному комитету;
— расширить свой состав;
— разработать нормы и правила внутреннего распорядка работы. 

В форме повествования вводная часть представляет читателю для обсуждения тему, о которой он уже знает (либо предполагается, что должен знать). Введение напоминает читателю об имеющемся у него вопросе, ответ на который он может найти в документе. Здесь же излагается Ситуация, в рамках которой происходит определенное Развитие, поднимающее Вопрос, на который и будет дан Ответ в вашем документе. Как только вы дадите ответ (главное утверждение верхнего уровня пирамиды), у читателя возникнет следующий вопрос и так далее по нисходящей.

Итак, главные составляющие вашего текста:

  • диалог в форме вопросов-ответов, имеющий вертикальную структуру;
  • горизонтальные взаимосвязи между идеями, изложенными дедуктивным или индуктивным методом;
  • вводная часть в форме повествования.

Они помогут вам обнаружить идеи, необходимые для построения пирамиды. Зная правила вертикальной взаимосвязи, вы сможете определить тип идей, объединяемых в одну группу. Зная правила горизонтальной взаимосвязи, вы сможете оценить, являются ли эти идеи логически взаимосвязанными (т. е. существует ли между ними дедуктивная или индуктивная связь). И самое главное, зная основной вопрос читателя, вы будете уверены, что в данном документе нет ничего лишнего.

Горизонтальная связьОпределение взаимосвязей