Большинство систем, предоставляя полный функционал для пользователя, не являются анонимными.
При этом те системы, которые имеют функцию анонимности, можно перевести во второй класс, получив регистрацию или аттестацию. Как и обещали, мы не станем углублять внимание и классифицировать электронные деньги по технологическому и юридическому наполнению этих систем, а также не станем углубляться в академические понятия, оставив это для следующего раздела.
Как видно из схемы ниже, электронные деньги разделяются на два больших направления на базе карт и на базе сетей, при этом, согласно теории Дарвина о выживании видов, одно из этих направлений станет лидирующим. Если бы человеку несколько лет назад задали такой вопрос, он стал бы оценивать плюсы и минусы каждой системы. Попробуем вернуться в прошлое и составить такую таблицу, отмечая плюсами и минусами преимущества и недостатки каждой из систем:
Потребительское свойство | На базе карт | На базе сетей |
---|---|---|
Возможность повсеместного использования в офф-лайне | + Возможно. Карту или другой физический носитель можно носить с со бой, как и кошелек с наличностью | — Теоретически возможно, но для этого придется брать с собой ноутбук или КПК, подключенный к сети Интернет |
Простота и удобство для пользователя | + Пользователь получает физический носитель, ему не надо ничего настраивать и подключать | — Даже для самых простых систем надо пройти процедуру регистрации, а иногда и установку программного обеспечения |
Замена «традиционных» денег | + Возможно, эти системы и направлены на замену «традиционных» денег, особенно микроплатежей | — Этими инструментами удобно пользоваться в сети, но заменить традиционные деньги для повседневных покупок они вряд ли могут |
Надежность (поддержка компаний платежных лидеров) | + Электронные деньги на базе карт продвигали в том числе международные платежные системы, крупные банки. То есть те участники рынка, которые лучше всех разбираются в платежах | — В большинстве своем корпорации, которые запустили электронные деньги на базе сетей, стали крупными благодаря этим проектам, а на момент запуска были классическими стартапами, практически без поддержки, а на самом деле в конкуренции с лидерами «традиционной» экономики |
Привычность для пользователей | + Карты давно вошли в обиход пользователей, ими привыкли платить, и появление еще одной карты не должно вызвать у пользователей трудностей и недоверия | — Новая технология оплаты. Нет привычных наличных или карты, но немного похоже на интернет-банк, хотя во многих системах вместо номера счета адрес электронной почты |
Возможность «пощупать» | Очень многие люди привыкли доверять своим глазам или иметь возможность «пощупать» товар или деньги. Карту можно увидеть и «пощупать» | — Полностью виртуальный продукт, его не увидишь и не «пощупаешь» |
Безопасность | + Электронные деньги на базе карт исторически реализовы вали на базе карт с микропроцессором, которые сложно подделать, а также операции верифицировались ПИН-кодом, что также затрудняет их использование после кражи самой карты | — Достаточно компрометации паролей и кодов безопасности в результате атаки на компьютер пользователя и деньги смогут украсть |
Использование в Интернете | + С момента появления онлайн торговли оплата платежными картами была одним из самых популярных способов оплаты. Новый вид карт позволяет делать почти то же самое, но безопаснее | + Система разрабатывалась именно для оплаты в Интернете. Вся работа системы направлена на наибольшее удобство для пользователя |
Пополнение и вывод денег | + Привычный способ: так же, как и пополняется текущий счет, дебетовая карта или кредитная карта. Создатели системы те же банки и платежные системы | + Пополнение через банковскую систему: банковские и небанковские переводы, платежи с карты, чеки. Перевод из других систем электронных денег |
Инфраструктура пополнения/вывода средств | + Громадная инфраструктура международных платежных систем, действующих через банки-партнеры | + Инфраструктура в какой-то степени заимствована из банковской сферы: банковские переводы, платежи с карт для пополнения кошелька. А также небанковские точки ввода-вывода средств: системы денежных переводов, прочие условно-финансовые компании |
Инфраструктура использования (платежей) | + Теоретически все те же торгово-сервисные точки, которые принимают платежные карты. На практике все проекты так и остались пилотными | + Интернет-магазины и прочие компании, ведущие бизнес в сети Интернет |
И что мы видим? Ответы на несколько вопросов, хотя их можно было дать и больше, но даже в этом количестве показывают, что электронные деньги на базе карт должны были одержать полную и оглушительную победу.
Что же на деле? Несмотря на поддержку международных платежных систем, электронные деньги на базе карт так и не смогли занять сколько-нибудь значительную долю рынка и стать самостоятельным окупаемым бизнесом, все их проекты так и остались пилотными проектами. Вероятно, связано это было с тем, что банки и международные платежные системы были слишком заняты своим основным бизнесом — платежными картами. Они так и не решились придать электронным деньгам повсеместности в использовании, да и с важным для традиционных денег условием анонимности плательщика ничего не вышло.
Таким образом, в «оффлайне» последнее слово пока осталось за бумажными и металлическими деньгами в сфере микроплатежей и платежными картами в сегменте средних платежей.
Так же как и после появления телевизора, предсказывали конец кинотеатрам, а после появления видеомагнитофона (DVD уже не вызывали истеричных прогнозов) предсказывали конец и кинотеатрам, и телевизорам, прогноз не сбылся. Живы и кинотеатры, и телевидение, и бумажные, а вместе с ними и металлические деньги. Все заняли свои ниши, и всем нашлось место. В свою очередь, Интернет был в большинстве своем «захвачен» электронными деньгами на базе сетей, которые смогли занять новый рынок и наиболее точно приспособиться к желаниям пользователей:
1) для открытия счета (кошелька) не надо вставать из-за компьютера;
2) для оплаты не надо вставать из-за компьютера;
3) возможность анонимного использования системы;
4) пополнение счета из традиционных источников (карты, переводы, чеки);
5) обмен разных видов «электронных валют», в том числе обмен на традиционные деньги;
6) мгновенность платежей;
7) повсеместность принятия в сети Интернет.
Мondex — одна из немногих технологий, обеспечивающих принцип анонимности, — всегда подвергалась критике именно за это. От анонимности проводили вектор к несанкционированной эмиссии, а оттуда — к экономической и социальной опасности технологии. На самом же деле банки, и государственные структуры, поддерживающие проекты внедрения «электронных денег», по разным причинам всегда сами были заинтересованы в полном контроле над транзакциями.
Столь же плохо обстояло дело и с повсеместностью. Банки вынуждены заставлять клиентов и торговцев платить за право пользоваться предоставляемой технологией — в противном случае затраты на ее внедрение не окупаются, особенно когда речь идет об очень небольших суммах транзакций. При этом банки — единственные участники круговорота денег, реально представляющие себе, сколько стоит обработка наличных. Для их клиентов наличные вообще бесплатны, для торговцев же их стоимость занижена. Объяснять, во что обходится государству и банкам наличный оборот, бессмысленно: никого, кроме государства и банков, это не волнует, зато когда заставляют платить за карточку или лишний терминал — стоит задуматься.
Существует мнение, что банки и международные платежные системы «проспали» технологическую революцию, увлекшись проблемами EMV-миграции, не уделив достаточно времени и средств проработке систем электронных денег. Это подтверждается тем, что основные системы электронных денег принадлежат небанковским организациям или были куплены банками уже после того, как системы добились успеха. К ним можно отнести Webmoney, Paypal, Яндекс.Деньги, E-gold, iKobo, RuPay и множество других, о которых мы расскажем далее.
Также есть мнение, что эмиссия электронных денег — это вообще не банковский бизнес, а прерогатива нефинансовых организаций, уже сейчас работающих и довольно успешно на рынке мелких платежей, интернет-коммерции и Р2Р (peer-to-peer) расчетов. Нельзя согласиться с тем, что эмиссия и обеспечение расчетов электронными деньгами — это небанковский бизнес. Возможно, что через несколько лет основными игроками рынка электронных денег станут именно банки, получив бизнес, лишенный «детских» болезней. Чтобы наглядней доказать это утверждение, обратимся к карточной истории, так как карты все же наиболее близкий розничный продукт к электронным деньгам.
Электронные деньги | История банковской карты. |