Концепция и границы — два базовых элемента бизнес-требований.
Концепция продукта (product vision) сжато описывает конечный продукт, который достигнет заданных бизнес-целей.
Этот продукт может полностью удовлетворять бизнес-требованиям или быть только частью решения. Концепция описывает, что продукт представляет собой сейчас и каким он станет впоследствии. Она обеспечивает контекст для принятия решений на протяжении жизненного цикла продукта и выстраивает работу всех заинтересованных лиц в одном направлении.
Границы проекта (project scope) показывают, на какую часть конечной концепции продукта будет направлен текущий проект или итерация.
В положении о границах определена черта между тем, что входит в проект и тем, что остается вовне.
Внимание! Концепция продукта гарантирует, что мы все знаем, куда идем. Границы проекта гарантируют, что мы говорим об одной и той же вещи в текущем проекте или итерации.
На одном из учебных семинаров мы дали слушателям бизнес-задачу и соответствующую бизнес-цель. В процессе выполнения практического задания мы периодически предоставляли дополнительные подробности требований. На каждом этапе мы просили слушателей предложить решение задачи на основе имеющейся информации. К концу выполнения задания у слушателей были похожие идеи решения, но редко кто решал исходную задачу!
Примерно то же происходит в реальных проектах. У команды могут быть ясные цели, создается спецификация, выполняется разработка и тестирование, но на протяжении проекта никто не проводит проверку на предмет соответствия целям. Заинтересованное лицо может предложить «блестящую» новую функцию, которую хочет реализовать. Команда добавляет ее, потому что это кажется разумным и интересным. Но несколько месяцев спустя оказывается, что несмотря на наличие массы крутых функций система не решает исходной задачи.
Говоря о концепции, мы подразумеваем весь продукт. Он будет изменяться относительно медленно при определении со временем стратегии продукта или развитии бизнес-целей. Границы же относятся к определенному проекту или его итерации, в которых реализуются возможности продукта, как показано на рис. 5-1. Границы более динамичны, чем концепция, так как заинтересованные лица изменяют содержимое каждой версии в соответствии с ограничениями графика, бюджета, ресурсов и качества. Границы текущего выпуска должны быть четко определены, но границы будущих выпусков тем менее четко определены, чем более дальняя перспектива рассматривается. Задача команды состоит в управлении границами конкретного проекта разработки или улучшения как определенным подмножеством стратегической концепции продукта.
Федеральное агентство приступило к огромному, рассчитанному на пять лет проекту по разработке информационной системы. На раннем этапе процесса агентство определило бизнес-цели и концепцию системы, которые не будут существенно меняться на протяжении пяти лет. Запланировано 15 выпусков частей всей системы, каждая из которых создается отдельной проектной командой и у каждой есть собственное определение границы проекта. Некоторые проекты будут выполняться параллельно, потому что часть из них взаимосвязаны и время реализации различается. Каждое определение границ должно соответствовать общей концепции продукта и перекрываться с границами других проектов, чтобы ничего не упустить и четко определить рамки ответственности.
Формулировка бизнес-требований | Противоречивые бизнес-требования |