Бизнес-требования, собранные из многих источников, могут быть противоречивыми.
Представьте себе интерактивный терминал, предназначенный для посетителей магазина. На рис. 5-2 показаны возможные бизнес-интересы разработчика терминала, магазина и клиента, — как они себе представляют пользу, которую им может принести терминал.
Иногда интересы разных заинтересованных лиц совпадают. Например, разработчики и клиенты хотят, чтобы терминал предоставлял широкий выбор товаров и услуг. Однако некоторые бизнес-цели противоречат друг другу. Клиент хочет тратить меньше времени на совершение покупки, а розничная компания хочет, чтобы клиент проводил больше времени в магазине и тратил больше денег.
Трения между заинтересованными лицами с разными целями и ограничениями ведут к конфликтующим бизнес-требованиям.
Лица, ответственные за принятие решений, должны разрешить эти конфликты до того, как аналитик создаст подробные требования к терминалу. Основное ударение должно быть сделано на предоставлении максимальных бизнес-преимуществ основным заинтересованными лицам. Легко отвлечься на внешние характеристики продукта, которые не соответствуют поставленным бизнес-целям.
Лица, ответственные за принятие решений, не должны считать, что разрешением конфликтов между разными заинтересованными лицами будет заниматься команда разработчиков ПО.
Рамки расширяются по мере увеличения круга заинтересованных лиц. Неконтролируемое распухание границ проекта, в котором заинтересованные лица требуют слишком многих функций от новой системы, желая удовлетворить все свои интересы, может привести к тому, что проект рухнет под собственным весом. На выручку может прийти бизнес-аналитик, который выявит области возможных конфликтов и различий в предположениях, отметит противоречивые бизнес-цели, отметит функции, не соответствующие этим целям и организует процесс разрешения конфликтов.
В длительных проектах часто происходит смена ответственных за принятие решений. В этом случае нужно немедленно уточнить базовые требования с новыми ответственными.
Они должны быть в курсе существующих бизнес-требований, потому что могут захотеть изменить их. Если это так, менеджеру проекта потребуется скорректировать бюджет, график и ресурсы, а бизнес-аналитику может понадобиться поработать с заинтересованными лицами над обновлением пользовательских и функциональных требований и их приоритетов.
Концепция продукта и границы проекта | Документ о концепции и границах |