Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Сущность и задачи антикризисного управления

В общем понимании управлять — значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических системах является функцией системы, так как без управления такие системы не могут существовать.

Эта функция:

  • обеспечивает сохранение структуры системы;
  • поддерживает режимы деятельности и процессы в системе;
  • обеспечивает реализацию программ, планов деятельности.

Антикризисное управление проводится в предвидении возможного кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие организации (социально-экономической системы).

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития.

Антикризисное управление — такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использования факторов кризисов для развития организации.

Цели и задачи антикризисного управления:

  • Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.
  • Воспрепятствование опасным факторам кризиса.
  • Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).
  • Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном стоянии.
  • Ослабление негативных последствий кризиса.
  • Использование факторов и последствий кризиса для развития организации.

Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

К социально-экономическим системам — объектам антикризисного управления — относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федередерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.

Субъектами антикризисного управления выступают собственники, менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства — арбитражные управляющие).

Проблематика антикризисного управления очень широка и разнообразна. Проблемы, решаемые в рамках антикризисного управления, классифицируются следующим образом.

По стадии развития кризиса:

  • распознавание кризисной ситуации;
  • предотвращение кризиса;
  • обеспечение жизнедеятельности в кризисной ситуации;
  • обеспечение выхода из кризиса;
  • ликвидация последствий кризиса.

По направлениям применяемых антикризисных мер:

  • методологические;
  • финансово-экономические;
  • организационные;
  • правовые;
  • социально-психологические;
  • конфликтологические.

По технологиям управления:

  • поиск информации (обеспечение ее достоверности);
  • разработка вариантов и моделей поведения организации на случай кризиса;
  • анализ и оценка кризисной ситуации (тип. глубина, последствия);
  • разработка антикризисных управленческих решений.

По применяемому инструментарию:

  • маркетинг (в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов);
  • санация или реструктуризация кризисной организации;
  • антикризисная инвестиционная, инновационная политика;
  • селекция (отбор) персонала;
  • управление конфликтами.
Антикризисное управление: цели, задачи и понятияСравнение антикризисного управления и управления стабильными системами