Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Умение говорить выразительно в общении с подчиненными

Прежде всего напомним:

громкость голоса — управляемое качество голоса, и зависит она от способности человека задействовать при разговоре достаточный объем легких, а также от наличия голосовых «зажимов» и запретов на повышение/понижение громкости голоса;
темп речи — скорость, с которой человек говорит, величина промежутков между ударениями в словах. Эта голосовая характеристика напрямую связана с типом темперамента и скоростью протекания внутренних психических процессов. При этом в сложной ситуации холерик и сангвиник чаще «ускоряются», а меланхолик и флегматик, наоборот, «замедляются»;
ритм (ритмичность) речи — расстановка в речи смысловых пауз и акцентов, с помощью которых человек «проставляет» в устной речи знаки препинания;
чистота произношения (дикция) — четкость звучания слов (как в целом, так и их частей). Очень часто при разговоре люди «проглатывают» окончания, что, безусловно, недопустимо для профессиональных кадровых работников. Нарушение чистоты произношения может иметь логопедический (дефекты дикции) и ортоэпический (иностранный либо региональный акцент) характер;
голосовой диапазон — объем голоса от высшей до низшей точки, голосовые возможности, способность охватить голосом от одной до двух-трех музыкальных октав;
тембр голоса — музыкальный оттенок, эмоциональная окраска речи, волнение, радость, грусть, подозрение — все это отражается в голосе. Когда говорят «бархатистый» или «дребезжащий» голос, то имеют в виду именно его тембр.
интонация — смысл, который человек вкладывает в звук, гамма эмоций, чувств и их оттенков, выражаемая голосом.

Большая часть всей поступающей от вас к другим людям информации воспринимается бессознательно. Человек, говорящий громко, четко и уверенно, внушает собеседнику невольное уважение и желание внимательно отнестись к его словам.

По наблюдениям психологов, глубоко неуверенного в себе человека в первую очередь выдает тихий, невыразительный голос (обычно в сочетании с невнятной речью).


Звучание и сила голоса зависят в первую очередь от того, правильно ли человек дышит. Как известно, певцы, эстрадные артисты и публичные ораторы, для которых эти два параметра очень важны, уделяют особое внимание развитию так называемого фонационного типа дыхания — когда на вдохе и выдохе активно задействована мышечная мембрана (диафрагма), отделяющая грудную полость от брюшной. Когда диафрагма работает, то воздухом равномерно заполняется весь объем легких и на выдохе сила звука значительно возрастает. Если при этом у человека не зажато горло, то звук получается не только громкий, но и чистый, музыкальный.

Человеку, для которого актуальна необходимость научиться говорить громко и более четко, специалисты обычно предлагают несколько несложных упражнений, регулярное выполнение которых помогает выработать фонационный тип дыхания и придать голосу новую акустическую силу.

Прежде всего необходимо определить тип дыхания. Для этого надо положить ладонь правой руки на ключичную область грудной клетки, а ладонь левой руки — на область пресса. Затем мысленно надо начать отсчет — от одного до пяти — и одновременно делать вдох. Если первой стала приподниматься правая рука — тип дыхания «грудной», если же, напротив, левая — то человек «дышит животом», то есть задействует диафрагму.

У тихих и скромных людей чаще всего именно «грудной» тип дыхания, поскольку страх и нервное напряжение, которое часто испытывают неуверенные в себе люди, блокирует на мышечном уровне брюшную мускулатуру – там образуется мышечный спазм, мешающий нормальной работе диафрагмы. Конечно, глубинная проработка такой проблемы не входит в компетенцию HR-менеджера.

Культура общенияТренировка речи