Нелепые рассказы и сужденьяПророчества, исполненные лжиГадания, Видения, сновиденияИ всякий прочий вздор достойны осуждения.
Вальтер Скотт. Английский писатель XVIII в.
Как ни странно, по поводу определения что такое маркетинговое исследование или исследование рынка (это одно и тоже) особых разногласий и дебатов не наблюдалось ни разу за последние 15 лет. Формулировки могут быть различны в нюансах, но суть всегда оставалась близкой. Это тем более удивительно, если сравнить ситуацию с определением «маркетинга», которых существует более двух сотен и многие из которых прямо противоречат друг другу. Итак.
Маркетинговое исследование (исследование рынка) — это систематический и формализованный процесс определения круга данных, необходимых для принятия управленческих решений в сфере ответственности маркетинга, их сбор, обработка, анализ и предоставление отчета о полученных сведениях, возможных выводах и практических рекомендациях.
Ключевые слова, и это надо очень четко понимать всем участвующим в процессе сторонам: формализованный и систематический.
Маркетинговое исследование отличается от простого поиска и обобщения информации именно тем, что все шаги, даже те, которые на первый взгляд кажутся банальными или очевидными, подвергаются формализации — документированию. И весь процесс от начала и до конца должен быть встроен в логическую и непротиворечивую систему маркетинговой информации и принятия управленческих решений.
Маркетинговое исследование — это совершенно не обязательно что-то глобальное, продолжительное и очень затратное, типа массового опроса или проведения серии фокус-групповых исследований. Хотя, конечно, и массовый опрос, и фокусирование в группе относятся к числу весьма популярных у крупных компаний методов проведения маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование — это любой формализованный и систематический сбор и анализ информации о рынке и конкурентах, о потребителях и их поведении, о ценах и объемах реализации, о рекламе и ее эффективности и т.д.; проведенный любым логически обоснованным способом.
Это может быть и наблюдение в магазине, и анализ публикаций в Интернете, и приобретение готовой информации, и консультации с экспертами, и тестирование, и…
Но давайте не будем забегать вперед, и постараемся разобраться во всех аспектах, связанных с проведением маркетинговых исследований, по порядку.
Тема 1. Маркетинговые исследования: что это и какие они бывают | Какие бывают исследования? |