Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Монополия как рыночная структура

Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

  • выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль;
  • производимый монополистом товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;
  • монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

Данные условия означают, что фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении (в отличие от совершенной конкуренции, при которой отдельные фирмы не могут воздействовать на цену производимого ими товара).

Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т. е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой предельная выручка также равна цене,

в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т. е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки MR всегда лежит ниже кривой AR, т. е. ниже кривой спроса.

МонополияРавновесие в краткосрочном периоде