Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:
Данные условия означают, что фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении (в отличие от совершенной конкуренции, при которой отдельные фирмы не могут воздействовать на цену производимого ими товара).
Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т. е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой предельная выручка также равна цене,
в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т. е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки MR всегда лежит ниже кривой AR, т. е. ниже кривой спроса.
Монополия | Равновесие в краткосрочном периоде |