Согласно универсальному правилу 2, действуя в любой рыночной структуре, фирма производит такое количество q товара, при котором MR = MC. Фирма-монополист также будет стремиться выполнить данное условие; цена товара при этом будет определяться спросом на товар фирмы-монополиста (кривой спроса).
Раскрытие зависимости цены товара, производимого монополистом, от объемов выпуска проще сделать с использованием соответствующих графиков (см. рисунки С и D).
Как видно из рисунков, фирма производит такой объем товара qе, при котором MR = MC. Цена Рe при этом определяется соответствующей точкой Е1 на кривой спроса D.
Если цена Рe превосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС (рисунок C), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.
В том случае, если средние суммарные издержки при выпуске объема товаров qe равны цене (кривая АТС1 на рисунке D), то фирма полностью покрывает издержки упущенных возможностей и имеет нулевую прибыль.
Когда же суммарные издержки на единицу продукции превосходят цену (кривая АТС2 на рисунке D), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область).
Поскольку у фирмы-монополиста кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р = МС, при монополии универсальное правило 2 (МС = MR) выполняется, в АТС том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС < Р) и точка пересечения кривых МС и MR находится ниже кривой D.
Обычно существуют типичные заблуждения в отношении принципов деятельности монополии.
Во-первых, бытует мнение, что фирма-монополист может установить любую цену на монопольно продаваемый ею товар. Однако цена производимого монополистом товара зависит от спроса на этот товар и при заданных значениях qe (когда МС = MR) имеет вполне конкретную (Рe на рисунках С и D) величину.
Во-вторых, считается, что монополист реализует с максимальной прибылью каждую единицу товара. Но внимательное изучение рисунка C показывает, что выпуская qa единиц товара (где суммарные издержки на единицу продукции минимальны), фирма имела бы более высокую прибыль на единицу продукции, чем в точке qe (цена Рa выше Рe, а средние суммарные издержки ниже).
Следовательно, монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая выпуск до qe: теряя в «удельной» прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль.
Наконец, в-третьих, с точки зрения обывателя, монополист обязательно имеет прибыль. Однако очевидно, что успехи монополиста всецело зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, отраженной на рисунке D, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизация отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль.
Монополия как рыночная структура | Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде |