Для понимания деятельности фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде обратимся к рисункам C и D, отображающим установление цены товара и объемов его выпуска фирмой-олигополистом.
Определив нормальную кривую спроса DN, фирма в состоянии вычислить изменения предельной выручки (кривая MRN на рисунке C). Согласно универсальному правилу 2 прибыль максимизируется при выпуске объема QN, когда MC = MR. Точка N на кривой спроса позволит найти «нормальную» цену PN.
Как видно из рисунка D, при снижении спроса на свою продукцию до D1 фирма-олигополист уменьшит объемы производства до Q1; расширение спроса до D2 позволит фирме увеличить продажи до Q2. При подобных изменениях спроса цена товара Р останется одной и той же.
Учитывая опыт деятельности за прошедшее время, фирма эмпирически прогнозирует возможный спрос на свою продукцию в наступающем периоде и определяет на этой основе будущую кривую спроса — «нормальную кривую спроса» DN. Поскольку на горизонтальном участке кривой средних переменных издержек величины AVC и MC совпадают, то для фирмы не составляет труда найти «нормальный» объем выпуска QN (по точке E пересечения кривых MC и MRN) и «нормальную» цену PN. В пределах Q1-Q2, где значения MC и AVC не меняются, фирма предпочтет реагировать на флюктуации спроса путем изменения объемов производства, а не «нормальной» цены PN.
Отметим, что как и фирмы при совершенной конкуренции, фирмы-олигополисты получают от рынка сигналы о состоянии экономики. Однако если для фирм в условиях совершенной конкуренции такими сигналами служат изменения цен товара, то для олигополиста — перемены в объемах производства.
Обобщая, можно отметить, что в олигополистической отрасли всегда взаимодействуют две взаимоисключающие тенденции.
С одной стороны, фирмы заинтересованы в проведении совместных действий и достижении договоренности о разделе рынка, поскольку это сулит монопольную прибыль.
С другой стороны, эгоистическое стремление каждой фирмы к сверхприбыли за счет своих конкурентов отталкивает их друг от друга, затрудняет проведение совместной ценовой политики. Несмотря на достигнутые соглашения, каждая фирма, как правило, стремится тайно увеличить получаемую прибыль, прежде всего, за счет нарушений условий о доле в суммарном производстве.
Кроме того, фирмы используют неценовые методы конкуренции (рекламу, например), что также влияет на объемы продаж фирм, изменяя обусловленные доли суммарного выпуска продукции и подрывая достигнутые договоренности. Это дало основание американскому экономисту В. Феллнеру эмпирически обосновать критерии возможности совместных действий фирм-олигополистов с целью получения максимальной прибыли. С его точки зрения, относительная величина стремления фирм к объединению или разъединению меняется в каждой отрасли приблизительно одинаково в зависимости от особенностей фирм, отраслей и выпускаемого продукта. Приведем отдельные критерии, выведенные Феллнером:
Итак, олигополии составляют значительную часть рыночных структур современной экономики развитых стран. В этой связи дальнейшая разработка теории олигополии является важным направлением экономической науки.
«Жесткость» цен при олигополии | Тест "Олигополия" |