Материал предоставлен https://it.rfei.ru

«Жесткость» цен при олигополии

В теории «ломаной кривой спроса» имеются, однако, слабые стороны. Главный, недостаток состоит в том, что она не объясняет, каким образом фирма-олигополист установила цену Рe. Данная теория показывает, почему олигополист не желает менять цену, но не обосновывает принципы ценообразования.

Есть и другие подходы к объяснению, почему при олигополии цены не меняются непрерывно с ростом или снижением спроса на товар и его предложения, как это наблюдается при совершенной конкуренции.

Конечно, в ответ на резкое удорожание используемых ресурсов или значительное увеличение спроса на товар фирма-олигополист повысит цену. Но обычно она делает это дискретно, время от времени и сразу на значительную величину. Неизменность, «жесткость» цен наблюдается в основном при циклических и сезонных изменениях спроса на товар. Вероятность подобных циклов и их воздействие на объемы продаж хорошо известны олигополистам. Как показывает практика, в краткосрочном периоде фирмы-олигополисты, столкнувшись с циклическим или сезонным изменением спроса, предпочитают удерживать цену товара постоянной, варьируя при этом объемы производства.

Экономисты видят две причины подобного поведения:

  • во-первых, фирмы-олигополисты имеют в краткосрочном периоде специфические кривые издержек;
  • во-вторых, для них изменение цен увеличивает издержки.

Остановимся на этих причинах.

Издержки в краткосрочном периоде. Проведенные западными экономистами исследования деятельности фирмы-олигополиста показывают, что ее кривые издержек в краткосрочном периоде имеют значительный горизонтальный участок (кривая AVC на рисунке).

Кривые AVC и МС фирмы-олигополиста

Кривая средних переменных издержек AVC1 олигополиста имеет горизонтальный участок. На промежутке Qa-Qc значения AVC и МС совпадают. Кривая AVC2 построена для случая «неделимых» капитальных ресурсов.

Первым теоретическое обоснование горизонтального участка кривых издержек фирмы-олигополиста сделал лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглер. Как он показал, данный вид кривой AVC объясняется тем, что фирма-олигополист заранее готовится к возможным колебаниям спроса и соответствующим образом распределяет капитальное оборудование.

В обычном, «классическом» краткосрочном периоде фирма оставляет неизменным объем капитальных ресурсов, варьируя переменные факторы производства. Тогда средние переменные издержки по мере введения дополнительных единиц переменных ресурсов сначала снижаются, а затем, в соответствии с законом уменьшающейся отдачи ресурсов, будут непременно возрастать; кривая средних переменных издержек поэтому имеет характерное U-образное очертание (кривая AVC2 на рисунке).

Олигополист же распределяет капитальное оборудование таким образом, чтобы его можно было разделить на самостоятельно функционирующие участки, способные выпускать конечную продукцию.

Представим, например, фирму «Вега», которая использует 100 машин по выпуску шоколадных конфет производительностью 1000 кг в сутки; каждая машина обслуживается двумя рабочими, зарабатывающими 50 руб. в сутки. При полной загрузке фирма произведет Q = 100 т конфет в сутки, и ее суммарные переменные издержки, связанные с оплатой труда рабочих, составят:

TVC = 2 × 100 × 50 = 10 руб.

Тогда можно вычислить средние переменные издержки:

AVC = TVC : Q = 10000 : 100 = 100 руб./т.

Пусть спрос на конфеты сокращается на 1 т. В таком случае фирме нет необходимости держать дополнительно двух рабочих, и она их уволит. Если величина используемых капитальных ресурсов при этом сохраняется, то значения AVC обязательно изменятся из-за необходимости по-иному оплачивать труд рабочих за обслуживание большего количества станков.

Фирма-олигополист, уволив двух рабочих, одновременно остановит, законсервирует одну машину, не изменяя таким образом соотношение используемых постоянных и переменных ресурсов. В этих условиях значения AVC также останутся прежними:

AVC = (2 × 99 × 50) : 99 = 100 руб./т.

Каждый раз, сталкиваясь с падением или увеличением спроса на свою продукцию в пределах от Qa до Qe, фирма «Вега» будет исключать из производства дискретные участки: станок + два рабочих, что позволит ей оставлять неизменными величины AVC.

Как видно из рисунка, размещенного выше, используя «неделимые» капитальные ресурсы (которые нельзя разбить на самостоятельно функционирующие участки), олигополист в состоянии уменьшить средние переменные издержки ниже величины AVC1 (минимум кривой AVC2 находится под своим горизонтальным участком кривой AVC1), т. е. для какого-то объема производства фирма может получить прибыль выше, чем при выпуске продукции с неизменными AVC. Тем не менее олигополист предпочитает иметь постоянные средние переменные издержки для каких-то объемов производства, чтобы с большей выгодой действовать в условиях циклических и сезонных изменений спроса.

Теоретически точно так же поступит крупная фирма-олигополист, владеющая несколькими однотипными заводами: сокращение спроса на выпускаемую продукцию вынудит ее закрыть полностью какой-то завод, уволив рабочих и законсервировав оборудование.

Что касается второй причины «жесткости» цен при олигополии — издержек, связанных с изменением цен, — то надо иметь в виду следующее.

Как правило, изменение цен несет фирме довольно значительные издержки: фирма вынуждена менять ценники, уведомлять всех своих покупателей, корректировать договоры с оптовиками и выплачивать штрафы за нарушение обязательств и т. п. Кроме того, частое изменение цен будет отталкивать покупателей, снизит интерес к товару, производимому фирмой, со стороны розничной торговли, что также сулит фирме потери. В связи с этим олигополист заинтересован в сохранении цен при изменении в определенных пределах объема выпуска продукции.

Ценообразование и производство в условиях олигополииПоведение фирмы-олигополиста