Олигополию характеризуют следующие признаки:
Необходимо сразу отметить, что при изучении олигополии исследователи сталкиваются со сложными, труднорешаемыми в рамках современной экономической науки проблемами. Это объясняется неоднозначностью, неопределенностью многих характеристик олигополии. Действительно, зададим простой вопрос: сколько фирм может входить в олигополию? Обычно олигополию образует небольшое количество фирм, однако для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться.
Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы: «Форд», «Дженерал моторс» и «Крайслер», — в то же время 10-15 заправочных станций могут поделить рынок в небольшом городе.
Как мы знаем, фирмы, действующие при совершенной конкуренции и монополии, выпускают однородный (гомогенный) продукт, при монополистической конкуренции — дифференцированный продукт.
При олигополии фирмы-олигополисты могут производить и гомогенный, и дифференцированный продукт.
Так, олигополии, функционирующие в сталелитейной и цементной промышленности США, выпускают однородный товар, а автомобильные гиганты — дифференцированный. Олигополии могут быть «жесткими», когда фирмы-олигополисты контролируют практически весь рынок, а бывают и «мягкими», когда на их долю приходится порядка 70–80% выпуска отрасли.
Главная же сложность в исследовании состоит в том, что фирма-олигополист, располагая возможностью менять цены своего товара («падающая» кривая спроса отражает наличие монопольной власти), обязана при этом учитывать реакцию других фирм-конкурентов.
Например, если фирма «Бета» действует на эластичном участке кривой спроса, то, понизив цену товара, она в состоянии расширить продажу, увеличить выручку и добиться экономической прибыли. Но подобные действия «Беты» могут вызвать контршаги соперничающих фирм: не желая терять рынки сбыта, они также снизят цену своих товаров и изменят характеристики спроса на товар фирмы «Бета», в результате чего она не получит ожидаемой выгоды. В свою очередь, соперничающие фирмы, принимая решение об ответных мерах, должны учитывать возможную реакцию на это «Беты», а ее реакция определяется потенциальным ответом остальных фирм и т. д.
Следовательно, для определения объемов выпуска товара и установления его цены фирма-олигополист помимо сведений о спросе на товар и издержках производства обязана учитывать и не поддающийся детерминированию дополнительный фактор — ответную реакцию конкурентов.
Олигополия | Ценообразование и производство в условиях олигополии |