Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Основные понятия

Под конкурентностью понимается способность отдельной фирмы оказывать воздействие на рынок товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли влиять на рынок реализуемого ею товара, тем будет выше конкурентность такого рынка. Когда ни одна фирма отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию, рынок считается совершенно конкурентным.

На практике отдельная фирма обычно сталкивается с рыночным спросом, спросом на продукцию, произведенную всей отраслью.

Группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные, однотипные товары, принято называть отраслью.

Реакция фирм отрасли на те или иные действия отдельной фирмы определяется структурой рынка, в которой функционируют фирмы.

Рыночную структуру характеризует ряд факторов: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, степень воздействия на цену товара.

С учетом этих факторов выделяют четыре рыночные структуры:

  1. совершенная (чистая) конкуренция;
  2. чистая монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

Для раскрытия основных характеристик данных структур необходимо ввести понятия суммарной, средней и предельной выручки.

Суммарная выручка (ТR) — это общая выручка, получаемая фирмой от продаж своей продукции. Если всего было реализовано q единиц товара по цене Р рублей, то

ТR = Р × q.

Средняя выручка (AR) — доля суммарной выручки, приходящаяся на единицу продукции:

AR = TR : q = P.

Предельная выручка (MR) — приращение к суммарной выручке фирмы, вызванное увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара:

MR = ΔTR : Δq.

Рыночные структурыОсновные правила поведения фирм в различных рыночных структурах