При оценке воздействия ИТ на предприятие в работе особо рассмотрено их влияние на основные системные функции. Процессы в обществе различаются по функциональной направленности и структурно – институциональной оформленности. Эти процессы, из которых складываются взаимодействия людей, в рамках которых организуется жизнь общества могут быть разделены на несколько типов. Среди них присутствуют такие процессы как межличностное общение, управленческие и операционные (производственно - хозяйственные).
Этим не исчерпывается все множество процессов в обществе, оно всегда остается открытым. Но для нас важно, что в каждый момент времени множество конечно. Эти процессы связывают между собой все аспекты жизнедеятельности организаций, и через них происходит исполнение системных функций предприятия.
Взаимосвязанность и взаимозависимость процессов подводит к идее представления социальной системы в виде структурно-функциональной матрицы (или матрицы структурно-функциональных взаимосвязей), в основе которой лежит подход Т. Парсонса. В строках матрицы обозначены системные функции, а в столбцах - процессы, через которые эти функции связаны между собой. На пересечении строк и столбцов выделяются обобщенные социальные действия, формирующиеся в функциональных подсистемах общества, позволяющие дать характеристику их влияния на подсистемы, для которых строится названная матрица. В нашем случае непосредственным предметом исследования является анализ влияния информационных технологий на предприятие. Форма матрицы приведена в таблице 2.1, а ниже приводится ее описание применительно к экономике предприятия.
Системные функции | Межличностные процессы | Управленческие | Операционные |
---|---|---|---|
Культурная | Профессионально служебная сегментация | Этика | Продуктивность труда |
Политическая | Цели | Право | Технологическое и экономическое лидерство |
Экономическая | Должностные роли и материальные интересы | Организационная форма, материальные активы и коммуникации | Загрузка производственных мощностей и производственный процесс |
Кадровая | Численность и структура персонала | Профессиональна подготовка | Профессионально квалификационный состав работающих |
Экологическая | Расселение | Размещение видов деятельности | Природопользование |
ИТ воздействуют на процессы управления, преобразовывая организационную форму предприятия и коммуникации, совершенствуя исполнение функций предприятия. Информационные системы способны радикально изменить весь характер деятельности предприятия, косвенные эффекты проявляются при этом значительно шире, чем эффекты от основной деятельности. Происходят и накапливаются внешне неявно выраженные изменения, тем не менее, существенно повышающие потенциал предприятия, обеспечивающие новый уровень управления, на котором становится возможной реализация новых технологических, организационных и других процессов.
Классическое понятие эффективности перестает быть адекватным.
В новой трактовке экономическая эффективность определяет возможности развития предприятия – насколько оно сможет эффективнее реализовывать цели и решать прежние задачи, насколько оно способно будет решать новые задачи и ставить новые цели.
Эффективность ИТ с точки зрения бизнеса. | Новые организационные формы деятельности и коммуникации |