Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Глубина резкости

Практически на любой фотографии есть зона, в которой все изображение четкое и ясное (резкое). На некоторых снимках резко всё: песок, пальма, лодка, мальчик, другой мальчик, половина девочки и, конечно же, море. Таких фотографий, как правило, большинство. На других же в “зоне резкости” находится маленькая область, а остальное изображение мутное, как бы размытое.

Глубина резкости

Этот эффект размытия присущ также и нашему зрению. Если поднести палец близко к лицу и посмотреть на него, то палец будет “четким”, а весь остальной мир — размытым. И, соответственно, наоборот. Если, не убирая палец, посмотреть на что-нибудь вдали, то палец станет “размытым”, а “что-нибудь вдали” — чётким.

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства)

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) — расстояние между ближней и дальней границами пространства, в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко).

На глубину резкости влияют:

  1. Фокусное расстояние объектива

    Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.

  2. Расстояние до объекта

    Глубина резкости уменьшается по мере приближения к объекту.

    Эти два параметра взаимно компенсируются, т.е. если снять два кадра 135мм и 28мм объективами с 5 метров, глубина резкости будет отличаться, но, если для 28мм сократить расстояние до объекта в 135/28 = 4,8 раза, получатся кадры с одинаковой глубиной резкости.

  3. Диафрагма.

    Чем больше закрыта диафрагма (т.е. большое f-число и маленькое отверстие), тем больше глубина резкости

  4. Размер матрицы фотоаппарата

Этот параметр жестко ограничивает, насколько узкую глубину резкости можно получить конкретной моделью камеры. Именно по этой причине мыльницами с маленькой матрицей очень сложно размыть фон, например, при съемке портрета. Зато хорошо получаются макрофотографии различных цветочков.

Диафрагма

Как мы уже говорили, яркость создаваемого объективом изображения прямо пропорциональна площади действующего отверстия объектива. Уменьшив диаметр действующего отверстия объектива в 2 раза, можно уменьшить в 4 раза количество проходящего через него света. Для регулирования светосилы в объективах применяется ирисовая диафрагма — конструкция из нескольких лепестков-шторок, позволяющая уменьшать или увеличивать отверстие, через которое проходит свет. Таким образом осуществляется контроль над количеством света, проходящим через оптическую систему. Процесс уменьшения светосилы объектива при помощи диафрагмы называется «диафрагмированием», а величина, обратная величине относительного отверстия объектива, называется «диафрагменным числом» (или просто — “диафрагмой”). По мере увеличения значения диафрагменного числа изображение становится темнее.

Существует стандартный ряд значений: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32. Говоря математическим языком, стандартный ряд представляет собой геометрическую прогрессию со знаменателем в виде квадратного корня из 2 (естественно, цифры эти несколько округлены). Такой шаг значений диафрагмы выбран прежде всего для удобства, поскольку при переходе к соседнему в ряду значению диафрагмы количество проходящего через объектив света изменяется вдвое.

Значение диафрагмы, соответствующее максимальному светопропусканию объектива, конструкторам не всегда получается вписать в стандартный ряд. Поэтому ряд диафрагм многих объективов начинается с нестандартного значения — например с 1.9, 3.2 или 4.5.

Как уже говорилось ранее, диафрагма влияет на глубину резкости снимка. Уменьшение диафрагменного числа в настройках камеры приводит к уменьшению глубины резкости (диаметр относительного отверстия, наоборот, будет увеличиваться). Фотографы говорят: открытая диафрагма (т.е. площадь отверстия диафрагмы должна быть как можно больше, например f/2.8, что даст маленькую глубину резкости и красиво размытый фон) или закрытая диафрагма (т.е. площадь отверстия диафрагмы должна быть как можно меньше, например f/16, что даст большую глубину резкости). Часто фотографы называют отверстие диафрагмы “дыркой”. Говорят: “открой дырку посильнее” (т.е. нужно увеличить диаметр отверстия диафрагмы).

Чтобы не путаться, различные варианты описания величины отверстия диафрагмы можно представить в виде таблицы:

глубина резкости число в знаменателе диаметр отверстия диафрагмы количество света на матрице
маленькая маленькое (например, f/1.4) большой много
большая большое (например, f/16) маленький мало

Чем качественнее объектив, тем больше лепестков используется в конструкции диафрагмы. На изображении можно отличить ровные и угловатые края размытых световых точек:

Режимы камеры

В некоторых камерах имеются различные автоматические режимы съемки, напрямую связанные с глубиной резкости:

«Портрет» — камера пытается максимально открыть диафрагму (маленькое число в знаменателе, например, f/2.8), что приводит к размытию фона. В условиях низкой освещенности встроенная вспышка срабатывает автоматически.

«Горы» или «Пейзаж» — камера пытается закрыть диафрагму (большое число в знаменателе, например, f/16), благодаря чему глубина резкости увеличивается максимально. Встроенная вспышка отключена.

«Цветок» (макросъемка) — съемка с очень близкого расстояния. Камера пытается максимально открыть диафрагму, благодаря чему уменьшается глубина резкости. В условиях низкой освещенности встроенная вспышка сработает автоматически.

Диафрагма, выдержка, чувствительностьВыдержка и движение