Основное отличие камер сделанных для профессионалов от любительских мыльниц заключается в том, что в них имеется возможность регулировать время выдержки и величину диафрагмы. Соответственно, имеются и дополнительные режимы съёмки, которые позволяют делать снимки лучше, помогая автоматике камеры выбрать правильные настройки.
Казалось бы, зачем нужны эти функции, если есть автоматические сюжетные программы, которые покрывают практически все потребности фотографа. Практически, но не все. В некоторых же случаях автоматика камеры вообще не позволяет получить желаемую картинку.
В результате мы получаем испорченные снимки. Камера каждый раз пытается выставить некоторые усредненные параметры съемки, которые подошли бы для большинства сюжетов. Но если фотограф не подскажет камере, каким образом он хочет снять именно эту сцену, тогда в итоге он получит на снимке то, что хочет камера, а не он сам.
В качестве примера можно привести съемку воды. Может быть, фотограф хочет получить такую фотографию:
или такую:
Ключевой момент для этих фотографий состоит в том, что они были сняты с короткой выдержкой. Именно благодаря короткой выдержке мы можем различить каждую капельку в струе воды.
А может быть, фотограф хочет получить такую картинку:
или такую:
Ключевой момент для этих фотографий состоит в том, что они были сняты с длинной выдержкой. Вода на этих снимках выглядит так именно благодаря длинной выдержке.
Так какие же настройки должна применять камера при съемке воды? Какой должна быть выдержка: длинной или короткой? Какую сюжетную программу должен выставить фотограф? Камера не может самостоятельно ответить на этот вопрос: просто будут использованы какие-то усредненные настройки, подходящие для большинства сюжетных программ. Но фотограф, в соответствии со своей задумкой, может подсказать камере, как она должна снимать. Если нужно размазать движение воды, то выдержка должна быть длинной. Если нужно показать мельчайшую капельку, летящую в воздухе, тогда выдержка должна быть короткой.
Помимо времени выдержки, с которой связано каким будет движение на фотографии, камера позволяет настроить величину диафрагмы, с которой связана глубина резкости.
Какой должна быть глубина резкости при съемке природы?
Маленькой, как на этой фотографии:
или большой, как на этой:
С какими настройками нужно снимать цветы? С маленькой глубиной резкости:
или с большой глубиной резкости:
Ответ на эти вопросы должен дать фотограф, но никак не камера. Если требуется эффектно выделить какой-то объект из массы таких же, это можно сделать с помщью маленькой глубины резкости. Если на фотографии нужно показать большое пространство, то большой должна быть и глубина резкости.
На колесе выбора режима съёмки фотоаппарата встречаются такие режимы, как приоритет диафрагмы и приоритет выдержки. Это наиболее популярные режимы для творческой съёмки и повседневной съёмки вообще. На камерах Canon они обозначаются как Av-приоритет диафрагмы (Aperture Value) и Tv-приоритет выдержки (Time Value). На камерах Nikon и Sony эти режимы обозначены A (Aperture) и S (Shutter) соответственно. Каждый из этих двух режимов может помочь получить хорошую фотографию, если правильно ими воспользоваться.
С помощью контроля выдержки фотограф может заморозить движение или получить смазанную фотографию, на которой зритель ясно увидит что объект съемки двигался. При маленькой выдержке (когда затвор открыт малое количество времени, например 1/500 секунды), можно получить четкий снимок быстро двигающегося объекта. Это удобно для получения четкой картинки, скажем, при съемке спортивных состязаний или качающихся на качелях детей. Если выдержка будет большая (затвор открывается на длительное время, например, 1/30 секунды), двигающийся объект получается смазанным.
Если фотограф решил, что в снимаемой сцене время имеет решающее значение, то нужно воспользоваться режимом съемки “приоритет выдержки” (S или Tv, в зависимости от производителя камеры).
Величина диафрагмы влияет не только на то, как много света проходит через объектив, но также на то, что находится в фокусе. Закрытая диафрагма (например, f/22) создает большую глубину резкости протяженного в пространстве изображения, при которой большая область картинки находится в фокусе, а широко открытая диафрагма (например, f/2.8) ограничивает область, находящуюся в фокусе. Большая глубина резкости, как правило, используется при съемке пейзажей, т.к. на таких фотографиях присутствуют большие по размеру пространства. Маленькая глубина резкости обычно используется при съемке портретов, т.к. на таких фотографиях обычно стараются выделить модель на каком-то фоне, который не так важен.
Если фотограф решил, что в снимаемой сцене решающее значение имеет глубина резкости, то нужно воспользоваться режимом съемки “приоритет диафрагмы” (A или Av, в зависимости от производителя камеры).
Для цифровых мыльниц изменение значения диафрагмы слабо влияет на изменение областей, находящихся в фокусе. Это происходит потому что эти фотоаппараты имеют маленькую по площади матрицу и объективы с маленьким фокусным расстоянием. В результате практически все на снимке, за исключением крайне близких планов, будет в фокусе.
Контрольные вопросы - 3 | Чувствительность ISO |