Выдержка — это короткий период времени, за который свет проходит через объектив камеры и попадает на светочувствительную матрицу. Выдержка обеспечивается срабатыванием затвора фотокамеры.
Выдержка имеет косвенную связь с движением. Изменяя эту настройку, можно отобразить действие или остановить его на изображении. Выдержка используется как творческий инструмент, который помогает запечатлеть незабываемые моменты, при условии умелого управления этим параметром.
Короткая выдержка (1/250 с и меньше) позволяет фотографировать быстрые движения, такие как вращающиеся колеса, падающие объекты, птицы в полете и др. Величина выдержки, необходимой для того, чтобы “заморозить” движение, зависит от направления, в котором движется объект съемки по отношению к камере.
Короткая выдержка позволяет сделать движущийся объект четким на фотографии. Длинная выдержка, наоборот, смазывает движение.
На сколько короткой должна быть выдержка, чтобы движущийся объект замер на фотографии? Это зависит от направления движения объекта и его скорости.
Например, если выдержка 1/1000 сек. способна остановить автомобиль, движущийся перпендикулярно по кадру, то при движении под углом будет достаточно выдержки 1/350 сек.
В следующем примере автомобиль двигался с одинаковой скоростью и фотографировался примерно с одинакового расстояния при различных выдержках.
Выдержки 1/350 сек. оказалось достаточно, чтобы “заморозить” колеса автомобиля при движении под углом. Однако при перпендикулярном движении этой выдержки уже не хватает, и колеса получились немного смазанными (снимки слева). Аналогично с выдержкой 1/45 сек.: автомобиль выглядит меньше размытым при движении под углом, чем когда он ехал перпендикулярно направлению камеры (снимки справа) .
Для многих объектов съемки снимок можно сделать более удачным, если поймать момент между остановкой движения и чувством движения.
В этом примере использовалась выдержка 1/250 сек. Такой выдержки достаточно для того, чтобы “заморозить” движение воды возле утки, ее туловища и головы, при этом машущие крылья получились размытыми, придав снимку чувство активности птицы.
Чем длиннее выдержка, тем необычней будет выглядеть поток воды. Уже начиная с 1/30 секунды вода начинает принимать специфический, размытый в движении, “газообразный” вид.
При съемке с длинными выдержками необходимо, чтобы камера оставалась во время фотографирования неподвижной, чтобы «эффект размытия» работал только для воды, без смазывания деталей пейзажа. В этом случае наличие штатива сильно облегчает жизнь. Если штатива нет, фотоаппарат можно зафиксировать на твердой поверхности вроде камня, пня, ствола упавшего дерева. Если и такая возможность отсутствует, можно попробовать облокотить руки о какой-нибудь неподвижный объект.
На коротких выдержках 1/60 – 1/125 секунды фото движущейся воды походит на картину, которую можно видеть обычным взглядом.
На еще более коротких выдержках вроде 1/250 – 1/500 фотоаппарат «выхватывает» отдельные капли, которые невооруженным взглядом не заметны; брызги приобретают своеобразный «стеклянный» вид. В солнечный день можно заснять красивую игру бликов на каплях.
Следующая таблица поможет понять, в каких случаях уместно применяются различные выдержки.
Выдержка | Использование |
---|---|
от 1 до 30 секунд и более | Съёмка ночью и при малом свете со штатива |
от 2 до 1/2 секунды | Придание гладкости текущей воде. Съёмка пейзажей со штатива с большой глубиной резкости |
от 1/2 до 1/30 секунды | Получение размытия движением для фона движущегося объекта. Аккуратная съёмка с рук со стабилизацией |
от 1/50 до 1/100 секунды | Типовая съёмка с рук без существенного увеличения (зума) |
от 1/250 до 1/500 секунды | Заморозка предмета в движении. Съёмка с рук с большим увеличением |
от 1/1000 до 1/4000 секунды | Заморозка очень быстрого и очень близкого движения |
Глубина резкости | Контрольные вопросы - 3 |