Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Выдержка и движение

Выдержка — это короткий период времени, за который свет проходит через объектив камеры и попадает на светочувствительную матрицу. Выдержка обеспечивается срабатыванием затвора фотокамеры.

Выдержка имеет косвенную связь с движением. Изменяя эту настройку, можно отобразить действие или остановить его на изображении. Выдержка используется как творческий инструмент, который помогает запечатлеть незабываемые моменты, при условии умелого управления этим параметром.

Короткая выдержка (1/250 с и меньше) позволяет фотографировать быстрые движения, такие как вращающиеся колеса, падающие объекты, птицы в полете и др. Величина выдержки, необходимой для того, чтобы “заморозить” движение, зависит от направления, в котором движется объект съемки по отношению к камере.

Короткая выдержка позволяет сделать движущийся объект четким на фотографии. Длинная выдержка, наоборот, смазывает движение.

Понимание связи скорости снимаемого объекта и выдержки

Съемка движения

На сколько короткой должна быть выдержка, чтобы движущийся объект замер на фотографии? Это зависит от направления движения объекта и его скорости.

Например, если выдержка 1/1000 сек. способна остановить автомобиль, движущийся перпендикулярно по кадру, то при движении под углом будет достаточно выдержки 1/350 сек.

В следующем примере автомобиль двигался с одинаковой скоростью и фотографировался примерно с одинакового расстояния при различных выдержках.

Наклонное движение. Выдержки 1/350 сек. (слева) и 1/45 сек. (справа)

Перпендикулярное движение. Выдержки 1/350 сек. (слева) и 1/45 сек. (справа)

Выдержки 1/350 сек. оказалось достаточно, чтобы “заморозить” колеса автомобиля при движении под углом. Однако при перпендикулярном движении этой выдержки уже не хватает, и колеса получились немного смазанными (снимки слева). Аналогично с выдержкой 1/45 сек.: автомобиль выглядит меньше размытым при движении под углом, чем когда он ехал перпендикулярно направлению камеры (снимки справа) .

Контролируем движение

Для многих объектов съемки снимок можно сделать более удачным, если поймать момент между остановкой движения и чувством движения.

В этом примере использовалась выдержка 1/250 сек. Такой выдержки достаточно для того, чтобы “заморозить” движение воды возле утки, ее туловища и головы, при этом машущие крылья получились размытыми, придав снимку чувство активности птицы.

Съемка воды

Чем длиннее выдержка, тем необычней будет выглядеть поток воды. Уже начиная с 1/30 секунды вода начинает принимать специфический, размытый в движении, “газообразный” вид.

При съемке с длинными выдержками необходимо, чтобы камера оставалась во время фотографирования неподвижной, чтобы «эффект размытия» работал только для воды, без смазывания деталей пейзажа. В этом случае наличие штатива сильно облегчает жизнь. Если штатива нет, фотоаппарат можно зафиксировать на твердой поверхности вроде камня, пня, ствола упавшего дерева. Если и такая возможность отсутствует, можно попробовать облокотить руки о какой-нибудь неподвижный объект.

На коротких выдержках 1/60 – 1/125 секунды фото движущейся воды походит на картину, которую можно видеть обычным взглядом.

На еще более коротких выдержках вроде 1/250 – 1/500 фотоаппарат «выхватывает» отдельные капли, которые невооруженным взглядом не заметны; брызги приобретают своеобразный «стеклянный» вид. В солнечный день можно заснять красивую игру бликов на каплях.

Обобщение

Следующая таблица поможет понять, в каких случаях уместно применяются различные выдержки.

Выдержка Использование
от 1 до 30 секунд и более Съёмка ночью и при малом свете со штатива
от 2 до 1/2 секунды Придание гладкости текущей воде. Съёмка пейзажей со штатива с большой глубиной резкости
от 1/2 до 1/30 секунды Получение размытия движением для фона движущегося объекта. Аккуратная съёмка с рук со стабилизацией
от 1/50 до 1/100 секунды Типовая съёмка с рук без существенного увеличения (зума)
от 1/250 до 1/500 секунды Заморозка предмета в движении. Съёмка с рук с большим увеличением
от 1/1000 до 1/4000 секунды Заморозка очень быстрого и очень близкого движения
Глубина резкостиКонтрольные вопросы - 3