Сложно назвать самое первое интернет-СМИ в Рунете — отдельные черты интернет-изданий проявлялись у самых разных ресурсов.
Если подходить к вопросу формально, то первым электронным СМИ в Рунете стала ”Учительская газета” — свой сайт у нее появился в марте-апреле 1995 года. Впрочем, эту дату можно оспорить, потому что домен ug.ru зарегистрирован лишь в 1996 году. Следующий по списку претендент — появившийся в апреле 1995 года литературный русскоязычный электронный журнал DeLitZyne, главным редактором которого стал Леонид Делицын.
Но это, конечно, не новостные ресурсы. Первым новостным интернет-СМИ можно считать сайт информационного агентства “РосБизнесКонсалтинг”, существующий и поныне. Если говорить о новостях, то чистых онлайновых интернет-СМИ в 1995 году так и не появилось. Принято считать, что их появление и расцвет приходятся на 1999 год. Gazeta.ru, первая в России ежедневная интернет-газета, запустилась именно в марте 1999 года. В конце августа — начале сентября того же года запустилась ”Лента.ру”. Чуть позже появился и еще один ключевой для истории СМИ Рунета ресурс — NewsRu.com.
Сейчас в России существуют десятки, если не сотни крупных интернет-изданий. К октябрю 2013 года в категории “Новости и СМИ” рейтинга Liveinternet было зарегистрировано почти десять тысяч ресурсов. К 2013 году в России насчитывалось 6220 СМИ, официально зарегистрированных как сетевые и 5915 – как электронные периодические издания.
Современные интернет-СМИ — большие проекты с большими деньгами. В них могут быть вложены десятки и даже сотни миллионов долларов. Для раскрутки новых СМИ, что называется, первой десятки ежемесячно тратятся миллионы долларов. На 2008 и 2009 годы пришелся бум новых рунетовских СМИ. Это связано с тем, что многие бизнесмены на фоне стагнации и провала офлайнового рекламного рынка обратили пристальное внимание на онлайн. Есть и другие причины, менее очевидные. Одной из них является то, что активная российская политическая жизнь с 2007 года ведется в блогосфере; онлайновые средства массовой информации — самый простой инструмент по влиянию на мнение рунетчиков.
Предсказать будущее российских интернет-СМИ непросто, так как, с одной стороны, власти ужесточают регулирование в этой области, а с другой – спрос на массовое информирование в Сети растет. Выборы 2012 года только обострили эту ситуацию, так как во время оппозиционных выступлений именно сетевые СМИ смогли осветить происходящее со всех сторон. Пожалуй, единственным несомненным плюсом отношений властей и сетевых СМИ является то, что упоминание последних в 2011 году наконец-то появилось в законе.
Ранее в статье второй закона о средствах массовой информации интернет-СМИ попадали в категорию «иных»:
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
Теперь же их не просто признали важными, но и поставили на второе место после печатных:
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Навыки интернет-журналиста | Заголовок |