Информационная логистика — это управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.
Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики — информационной логистики.
Объект исследования здесь — информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными).
Информационная логистика тесно «вплетена» во все другие функциональные области логистики в связи с тем, что она обеспечивает организацию информационных потоков как внутри предприятия, так и обмен информацией между различными участниками логистических процессов, находящимися на значительных расстояниях друг от друга.
Информационный поток — это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 9.1).
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени (бит или байт). В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:
Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
Глава 9. Информационная логистика | 9.2. Логистические информационные системы |