Материал предоставлен https://it.rfei.ru

Информационные технологии как элемент стратегии развития предприятия.

Информационные технологии радикально меняют само представление об управлении предприятием. Существенно повышаются роль стратегического управления и, соответственно, требования к нему. Современные технические средства позволяют реализовать практически любую идею, сформулированную в рамках стратегического управления. Особую значимость стратегического планирования на предприятиях, необходимость его усовершенствования с целью повышения эффективности функционирования предприятия признают практически все руководители.

При оценке воздействия ИТ на предприятие в первую очередь стоит выделить цели, которые преследует руководство при внедрении ИС на предприятии. Существует несколько конкурентных стратегий, которые могут быть применены предприятиями в результате анализа своих относительных позиций по сравнению с лидером в данной области: сохранение преимуществ, погоня за лидером, улучшение интеграционных качеств, повышение гибкости, индивидуализация продуктов и услуг.

Одним из ярких факторов воздействия информационных технологий на предприятие является влияние на конкуренцию. Классические работы по стратегическому планированию рассматривают процесс конкуренции, исходя из таких факторов, как доля на рынке и рыночный рост. Проследить взаимосвязь между классическими факторами конкуренции и внедрением ИТ на предприятии, нам представляется достаточно сложным. Но в работах М. Портера рассматривается более широкая трактовка конкуренции. Он считает, что «экономические и конкурентные силы» внутри отрасли являются результатом действия пяти факторов: воздействие поставщиков; воздействие покупателей (потребителей); угрозы со стороны новых участников отраслевого сегмента; угрозы замещения продукта; конкуренты в отрасли.

Среди прямых факторов воздействия часто выделяют изменение структуры издержек, позволяющее снизить себестоимость товара и, таким образом, привлечь новых потребителей. Нередко ИТ позволяют фирме фундаментально изменить основу конкуренции в отрасли. Это происходит при использовании ИТ для радикального изменения характера либо структуры издержек.

Индивидуализация продукции позволяет создать баланс в отношениях между потребителями и поставщиками. Высокая индивидуализация товаров (услуг) и повышение качества обслуживания клиентов являются одним из основных плюсов информационных технологий, позволяющих удержать клиентов. Системы управления предприятием позволяют улучшить уровень обслуживания (например, за счет введения систем классам CRM) и увеличить качество товара (например, за счет индивидуализации товаров, лучшего проектирования и последующего контроля, улучшения характеристик изделия).

Разработка ИС, связывающих производителя с поставщиками, играет большую роль для предприятий. Системы, управляющие цепочками поставок (SCM, CRM, CSRP), с одной стороны позволяют и потребителю и поставщику сократить запасы на складе, а с другой стороны дают возможность потребителю изделий диктовать условия отношений с поставщиками (много поставщиков). Системы этого класса как бы связывают поставщика и потребителя в единую цепочку (обеспечивая реальную экономию, но, при этом, усложняя заключение новых контрактов с другими организациями) и, тем самым, оказывая непосредственное воздействие на поставщиков и потребителей.

Таким образом, предприятие получает возможность варьировать цену в большем ценовом диапазоне и создавать барьер на вход, а возможное уменьшение цены на изделия позволяет снизить угрозу замещения продукта.

ИС позволяют увеличить уровень продаж (например, за счет таких функций, как оптимизация доступа к данным и контроль за исполнением договоров) и, в результате, увеличить барьер на вход. Такой эффект называют барьер знаний. Уже к середине 90-х годов многие компании пришли к выводу, что барьеры, связные со знаниями, являются одной из наиболее мощных преград в конкурентной борьбе. Любое предприятие имеет возможность выбора необходимого механизма конкуренции, (фирма может снижать издержки или дифференцировать свои продукты и услуги) и масштаба конкуренции (фирма может стремиться к более широкому или к более узкому рынку). Рассмотрение влияния нового стратегического использования ИТ целесообразно начинать с мотиваций для создания или внедрения новой ИС.

Когда фирма планирует новые инвестиции в стратегические ИТ, требуется беспристрастно оценить, получит ли она существенные конкурентные преимущества или сохранит текущее положение при возросшем уровне издержек.

Анализ вероятных долгосрочных последствий от внедрения ИС является одним из важных этапов в процессе принятия решения по инвестициям в ИТ.

Первоначальные выгоды, полученные предприятием в ходе первых этапов эксплуатации ИС, не всегда могут говорить о ее потенциальном влиянии. Чтобы помочь получить оценки, некоторые организации считают полезным подготовить “отчет о влияниях ИС”. В таком отчете рассматриваются как положительные, так и отрицательные изменения, которые могут возникнуть при использовании новой системы. Как правило, такой отчет включает в себя данные об улучшении конкурентной ситуации и рисках.

На первое место, в случае масштабного внедрения ИТ на предприятии, должны выдвигаться задачи оптимизации оргструктуры управления и основных бизнес - процессов. То есть требуется существенная целевая институциональная перестройка.

В рамках данного курса не рассматривается вопрос о несоответствия институционального состояния российских предприятий задачам повышения эффективности экономической деятельности, решение которых «невозможно без социально – санкционированных и законодательно усовершенствованных организационно - правовых форм всех хозяйствующих субъектов экономики». Тем не менее, необходимо отметить, что несовершенство общественных отношений, законодательной базы, системы налогообложения, давление теневого сектора неоправданные перекосы в системе оплаты труда и трудовых отношений, вытекающие из слабо обоснованной макроэкономической концепции, создают в современной России целый комплекс институциональных проблем, среди которых широкое внедрение ИС на предприятиях разного уровня становится все более общественно значимой.

Автоматизация существующих нерациональных процессов маркетинга, производства и сбыта сама по себе не приводит к повышению эффективности деятельности предприятия. Создание или реинжиниринг информационной системы - это не просто затраты, а выгодные инвестиции в развитие собственно бизнеса, срок возврата которых реально может и должен быть спрогнозирован.

Прогнозы, даже самые совершенные, не обеспечивают строгого расчета прогнозируемых показателей, в том числе и срока возврата инвестиций. Прогнозные оценки содержат некую неопределенность, оценка их достоверности и верификация требует использования дополнительного сложного методического обеспечения. Для сложных объектов, каковыми являются ИС, процесс прогнозирования вынуждает строить специальные системы прогнозирования (прогнозирующие системы), которые, зачастую, могут оказаться сложнее самого объекта прогнозирования. Основными методами проведения таких прогнозов являются экспертные оценки, развитие которых при масштабах поставленных задач приводит к необходимости, в свою очередь, создания автоматизированных систем экспертного оценивания. Это означает, что прогнозирование, в данном случае является не альтернативой, а дополнением при решении задач оценки эффективности инвестиций в информационные технологии.

Заключение:

Следует отметить, что анализ конкурентных стратегий, используемых для реализации заданных целей предприятия, является прерогативой высшего руководства. Выбор стратегии руководством предприятия в значительной степени определяется характером, масштабом и параметрами внедряемых ИС. Именно цели и задачи стратегического управления, в первую очередь, увязываются с понятием ИС и с понятием ее эффективности.

ИС любого уровня непосредственно воздействуют на повышение конкурентоспособности предприятия, что находит отражение в изменении множества внешне невзаимосвязанных показателей бизнес - процессов. Формирование информационной системы в рамках предприятия меняет организационную схему и, собственно, процессы управления. Успешная автоматизация ведет либо к повышению дохода, либо к уменьшению издержек, ускоряет прохождение бизнес - процессов различного уровня, выявляет неэффективные (лишние) бизнес - процессы. Повышает общее качество используемой информации, а, следовательно, и качество принимаемых тактических и стратегических решений.

Роль информационных технологий в жизнедеятельности предприятий.Проверка знаний: лекция 1