Слово философия ввел в употребление древнегреческий ученый Пифагор (580—500 гг. до н.э.),
но широко использовать его начали в V в. до н.э. В это время в Греции — богатом процветающем регионе с высокоразвитой культурой — существовали люди, которых называли софистами, т.е. мудрецами. Они не только рассуждали, но и обучали мудрости, и желающих находилось предостаточно. Однако обучение мудрости сильно отличается от обучения ремеслу. Там можно проверить, научился человек чему-либо или нет. Если он способен построить дом, стало быть, овладел строительным мастерством. Учителю легко показать, что ремеслом, которому он обучает, сам он вполне владеет. Ни того ни другого нет, когда речь идет об обучении мудрости. Как доказать, что учитель мудр и действительно чему-то научил? А деньги за обучение брали немалые. Как водится в таких случаях, находились обманщики, желающие заработать на наивности людей. В результате странствующие софисты становились объектами шуток. Подлинно мудрые люди сторонились их и отказывались учить за деньги. Они скромно называли себя философами. «Мы только любим мудрость,— говорили они, а достигли ее или нет — нам неизвестно». Один из первых философов, Сократ (ок. 470—399 гг. до н.э.),
иронизируя над объявлявшими себя мудрыми софистами, часто повторял: «Я знаю, что я ничего не знаю». Позже Диоген Лаэртский поведал о семи мудрецах далекого прошлого, живших еще до Сократа. Таким образом, философия начинается с сомнения в собственной мудрости и любовного стремления к ней.
Какая любовь и какая мудрость имеются в виду, когда говорят о философии? Любовь — одно из важнейших понятий в жизни. В греческом языке есть несколько слов для обозначения того, что в русском языке называется одним словом, причем его произносят, когда имеют в виду и сексуальную любовь, и любовь к друзьям, детям, Родине.
Говоря о философии как любви к мудрости, следует иметь в виду, что «филиа» означает прежде всего дружеское влечение. Любовь в данном смысле, как показано в диалоге Платона «Пир», есть духовное стремление к высшему и совершенному, преодолевающее индивидуальную ограниченность физического существования и знаменующее отказ человека от самого себя как обособленной эгоистической личности.
Мудрость же, как писал другой греческий философ, Аристотель (384 — ок. 322 гг. до н.э.),
«занимается первыми причинами и началами», из которых все выводится, однако самих их нельзя вывести из каких-то других, более общих положений. «Такое знание, — продолжает Аристотель, — «выше человеческих возможностей». Имея это в виду, современный французский философ Г. Марсель пишет, что мудрыми «не бывают, ими стремятся стать». Мудрость же «представляет собой не столько состояние, сколько цель». Она, по Марселю, есть то, что стремится открыть и сберечь смысл жизни, т.е. решить основной, с точки зрения другого современного французского философа, А. Камю, вопрос: «Зачем жить?»,— без решения которого жизнь не будет оправданна. Итак, мудрость ориентирована на целостное бытие и смысл жизни.
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в коей степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.
Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать ее современного состояния. История философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.
Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. Поэтому мы постарались, пусть очень кратко, в самых общих чертах, что-то сказать о личностях рассматриваемых мыслителей.
Что такое философия? | Рождение философии из мифологии |