6.5. Деловая дискуссия
Дискуссия — процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений по сути решаемой проблемы).
Целью дискуссии может быть:
- сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме;
- поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование;
- выбор оптимальной альтернативы.
Есть самые разные способы установить контакт. Это «пристраивание сверху», «снизу», «на равных» (посредством позы, взгляда, темпа речи, инициативы).
рямая осанка, подобродок поднят так, что его линия оказывается параллельной линии пола, жесткий немигающий взгляд или вообще отсутствие контакта во взоре, медленная речь с паузами — все это олицетворяет «доминирование сверху». Приниженность, постоянные движения глаз вверх и вниз, быстрый темп речи — знаки позиции «подчинения снизу». Раскованность, мышечное раскрепощение, синхронизация темпа речи, равенство ее громкости демонстрируют общение «на равных».
Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение к нему участников. Способность понимать предметные позиции партнеров (т. е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную — непреложное условие для успеха делового общения.
В дискуссии значительна роль ведущего. Он должен:
- Сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему).
- Установить время дискуссий (20 — 30 — 40 минут или более).
- Заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия).
- Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы.
- Организовать обмен мнениями (желающими или по кругу).
- Активизировать пассивных участников (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь).
- Собрать максимум предложений относительно решения обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников).
- Не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии).
- Уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников.
- Помогать группе прийти к согласованному мнению.
- Четкое подведение итогов, формулировка выводов, спектра решений, со-поставление целей дискуссии с полученными результатами, определение вклада каждого в общий итог, вынесение благодарности участникам.