Блок потоков поступления дохода включает материальную прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента (чтобы получить размер чистой прибыли, необходимо вычесть из доходов все издержки).
Если клиенты — сердце любой бизнес-модели, то потоки доходов — ее артерии. Компания должна спросить себя: за что готовы платить потребители? Правильный ответ на этот вопрос позволит создать один или несколько потоков поступления доходов от каждого потребительского сегмента. Каждый поток может иметь свой механизм ценообразования: фиксированные или договорные цены, аукционные торги, цены, зависящие от рынка или объема продаж, контроль выручки.
В бизнес-модели могут существовать два типа потоков доходов:
За что клиенты действительно готовы платить? За что они платят в настоящее время? Каким образом платят? Как они предпочли бы платить? Какую часть общей прибыли приносит каждый поток поступления доходов?
Существует ряд способов создания потоков доходов.
Самый очевидный поток поступления дохода — доходы от продажи прав собственности на материальный продукт. Amazon.com продает книги, диски, бытовую технику и др. Fiat — автомобили, которые покупатели могут водить, перепродавать и даже уничтожать.
Этот поток возникает из оплаты пользования определенной услугой. Чем больше клиент пользуется сервисом, тем больше он за него платит. Оператор мобильной связи может взимать с клиента плату за количество минут разговоров. В отеле постоялец платит за количество проведенных там дней.
Служба доставки взимает плату за доставку посылки из одного пункта в другой.
Это поток дохода от продажи продолжительности доступа к услуге. Тренажерный зал продает месячные или годовые абонементы, которые позволяют клиентам в течение этого срока пользоваться услугами зала. World of Warcraft Online, компьютерная сетевая игра, берет абонентскую плату за участие в игре в течение месяца, NOKIA COMES WITH MUSIC обеспечивает доступ к музыкальной библиотеке.
Этот поток создается путем передачи клиенту временных прав на пользование определенным активом в течение определенного периода времени за фиксированную плату. Арендодатель получает регулярный доход, а арендатор — возможность пользоваться предметом сделки без необходимости платить его полную стоимость.
Прекрасный пример таких взаимоотношений — Zipcar.com. Компания предлагает клиентам почасовую аренду автомобилей. И многие пришли к решению не приобретать автомобиль в собственность, а пользоваться арендованным.
В этом случае поток дохода создается за счет передачи прав на пользование защищенной интеллектуальной собственностью. Лицензирование позволяет держателям прав получать доход от собственности, не производя продукт и не предоставляя услуги. Например, в медиаиндустрии владелец авторских прав сохраняет их за собой, но продает лицензию на пользование собственностью третьей стороне. Подобным же образом осуществляется продажа патентов на технологии в промышленности.
Поток доходов поступает и от посреднических услуг, которые предоставляются двум или более сторонам в ходе сделки. Например, компания, распространяющая кредитные карты, получает процент от сделок, заключенных между продавцом карты и клиентом. Брокеры и агенты по недвижимости получают комиссионные за каждую успешно заключенную с их помощью сделку. Каждый поток доходов имеет свой механизм ценообразования. Тип избранного механизма может значительно влиять на получаемую прибыль. В зависимости от механизма ценообразования цены могут быть фиксированными или свободными.
Данный поток доходов создает оплата рекламы товара, услуги или торговой марки. Традиционно СМИ и организаторы публичных мероприятий ориентируются на доходы от рекламы. В последнее время и другие отрасли, в том числе производители ПО и предприятия сферы услуг, стали больше зависеть от рекламного потока доходов.
Фиксированные цены — устанавливаются на основе статических переменных
Свободные цены — меняются в зависимости от условий на рынке
Фиксированные цены | Свободные цены |
---|---|
По прейскуранту. Фиксированные цены на конкретные товары, услуги или иные ценностные предложения | Договор между партнерами (торги). Цена устанавливается в ходе переговоров сторон, каждая из которых старается добиться наиболее выгодных для себя условий |
Зависимость характеристик продукта. Цена зависит от числа или качества ценностных характеристик продукта | Управление доходами. Цена зависит от имеющихся ресурсов и сроков покупки (обычно используется при продаже продукта с ограниченным объемом ресурсов: например, номеров в отелях или авиабилетов) |
Зависимость потребительского сегмента. Цена зависит от типа и особенностей потребительского сегмента | Торговля в реальном времени. Цены меняются в зависимости от уровня спроса и предложения |
Зависимость от величины закупки. Цена меняется в зависимости от количества приобретаемого товара | Аукцион. Цену определяет победитель аукционных торгов |
Взаимоотношения с клиентами | Ключевые ресурсы |