Основные положения ГСДОУ состоят из пяти разделов:
Разделы дополняются двенадцатью приложениями. Часть из них:
Другие приложения :
Форма обложки дел постоянного и долговременного хранения осталась прежней.
Несмотря на изменения, происшедшие к настоящему времени в нормативно-правовой базе, несмотря на внедрение в делопроизводство компьютерных технологий, ГСДОУ до сих пор не утратила своей значимости в принципиальных положениях и используется в практической деятельности организаций. Вместе с тем, следует учитывать, что действующими являются те положения, которые не противоречат требованиям современных государственных нормативных актов.
В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (2007) «участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации». Обратимся к стандартам. В приведённом определении обозначены национальные стандарты, однако необходимо отметить, что в состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты. К числу стандартов, определяющих отдельные направления ДОУ, кроме названных выше, относятся, например:
Остановимся подробнее на следующих:
Государственный стандарт ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» разработан Всероссийским НИИ документоведения и архивного дела, принят и введён в действие Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. Дата введения - 1 июля 2003 г. Распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД). Устанавливает состав реквизитов документов; требования к их оформлению; требования к бланкам документов; включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба РФ. Состоит из четырёх разделов:
Разделы дополняются двумя приложениями: в приложении А помещены схемы расположения реквизитов документов, в приложении Б – образцы бланков документов.
Несмотря на провозглашённый законом «О техническом регулировании» принцип добровольного применения стандартов, в отношении оформления документов организациям следует ориентироваться на рассматриваемый ГОСТ Р 6.30-2003. Этот документ аккумулирует огромный опыт отечественного документоведения. Его внедрение способствует унификации документов, которая, в соответствии с ГСДОУ, «проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоёмкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноимённым и смежным функциям управления, более эффективного использования вычислительной техники» (в настоящее время – компьютерных технологий).
Однако необходимо иметь в виду, что в связи с появлением Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утверждённых постановлением Правительства от 15 июня 2009 г. № 477, федеральные органы исполнительной власти при оформлении документов обязаны руководствоваться Р.III, п.5 Правил гласит: «документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата А4 (210+297 мм) или А5 (148+210 мм) либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление». Из стандарта в Правила включен состав реквизитов, необходимых для оформления документов именно федерального органа исполнительной власти, однако в ряде случаев требования Правил расходятся с ГОСТ Р 6.30-2003 (нет «отметки о поступлении документа», нет «идентификатора электронной копии документа», появилась «отметка о конфиденциальности», вместо одного реквизита «подпись», появилось два: «должность лица, подписавшего документ» и «подпись должностного лица»). К сожалению, изменены названия некоторых реквизитов. Но, в общем и целом, прописывая состав реквизитов, разработчики постарались сохранить преемственность Правил и стандарта.
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования», как уже отмечалось выше, идентичен международному стандарту ISO 15489-1:2001 «Information and documentation - Records management - General». Он регулирует процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций, предназначаемыми для внутреннего или внешнего пользования. Управление документами в организациях провозглашается основной функцией менеджмента.
Стандарт распространяется на управление документами (всех форматов и на всех носителях), создаваемыми или получаемыми государственной, коммерческой или общественной организацией в процессе её деятельности или лицом, на которого возложена обязанность создавать и сохранять документы; содержит положения об ответственности, политике, процедурах, системах и процессах, связанных с документами организаций; руководящие указания по управлению документами в рамках процессов управления качеством и управления окружающей средой в соответствии с международными стандартами ИСО 9001 и ИСО 14001; методические рекомендации по проектированию и внедрению систем управления документами. Не распространяется на управление архивными документами в архивных учреждениях. Стандарт предназначен для руководителей (менеджеров) организаций; специалистов в области управления документами, информацией и технологиями; сотрудников (персонала) организаций; физических лиц, обязанных создавать и сохранять документы.
Состоит из следующих разделов:
Основные разделы дополняют предметный указатель и справочное приложение А, содержащее сведения о соответствии национальных стандартов РФ ссылочным международным стандартам. Как и другие национальные стандарты, он носит рекомендательный характер, однако является обязательным для организаций, аттестующихся на соответствие системам менеджмента качества.
Следующую группу нормативных документов по ДОУ составляют общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» «Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией» (ст.15).
В настоящее время в стране действует более тридцати общероссийских классификаторов. Для определения состава и оформления организационно-распорядительных документов, в том числе кадровой документации, а также кадровой первичной учётной документации (личная карточка формы Т-2, Т-2ГС, учётная карточка научного, научно-педагогического работника формы Т-4) организациями используются следующие классификаторы:
ОК 011-93
- Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);
ОК 007-93
- Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
ОК 009-2003
- Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);
ОК 016-94
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
ОК 018
- Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН);
ОК 019-95
- Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Особое место среди классификаторов занимает ОКУД, в состав которого входят унифицированные системы документации и формы документов, разрешённых к применению в народном хозяйстве.
Современное государственное регулирование ДОУ в России | Проверка знаний: Стандартизация и унификация документооборота |